Четверг, 23 мая, 2024

Трагедия изобретателя, которого не оценили на Родине

3 сентября 1880 г. в Петербурге по рельсам впервые двинулся трамвай с электрическим двигателем, изобретателем которого был Федор Пироцкий — выходец из Полтавщины.

Федор Пироцкий родился 1 марта (17 февраля) 1845 года в селе Сенча Лохвицкого уезда Полтавской губернии в благородной семье с давними казацкими корнями. Отец Федора Аполлон Пироцкий был военным врачом. Начальное образование Федор Пироцкий получил дома, а высшее военное — в Санкт-Петербурге. После этого он служил в артиллерийских войсках в Киеве. Еще в годы учебы заинтересовался электротехникой, многое об этом читал в учебниках и другой литературе. Тогда же бывал на практике на заводах Финляндии, видел в стране множество водопадов и удивлялся, почему их энергию ограниченно используют. Тогда Федор Пироцкий и задумался о покорении тока…

Первые исследования и изобретения

С 1871 года Фёдор Пироцкий работал в Главном артиллерийском управлении Санкт-Петербурга. В это время он совершил первые свои изобретения. В частности, новую конструкцию доменной печи для выплавки чугуна, которая имела тройные стенки, чтобы уменьшить расход топлива в процессе работы.

С 1874 года Пироцкий активно занялся опытами с электричеством, в частности передачи электроэнергии на большое расстояние. В то время переменный ток, напряжение которого регулировали бы трансформаторы, еще не был открыт, применяли только постоянный ток. Для его передачи на большие расстояние без значительных потерь требовались проводники большого сечения. В качестве таких Пироцкий предложил использовать железнодорожные рельсы. В 1875 году на участке Сестрорецкой железной дороги он запустил вагоны на электротяге, электрифицировав почти версту пути. Его опыты доказали, что от рельсовой контактной сети можно приводить в движение железнодорожные вагоны. Отчет по опытам в 1877 году был опубликован в “Инженерном журнале”, экземпляры которого изобретатель разослал заинтересованным лицам и электротехническим фирмам, вероятно и компании братьев Сименсов в Берлин.

Курортная железная дорога Миллера (часть Финской железной дороги) возле Сестрорецка, которую Ф.Пироцкий превратил в линию электропередач

Электричество дешевле овса

Заявка на изобретение трамвая, который будут двигать не лошади, а электричество, была подана от Федора Пироцкого властям Петербурга в 1880 году. Изобретатель отмечал: «Электрическая конка сильная, скорая, надежная. Ей не нужны конюшни, и она не оставляет навоза на улицах. А главное – электричество будет стоить дешевле овса и сена». К тому времени в Санкт-Петербурге уже работал конный трамвай. Курсировали двухэтажные вагоны, которые вмещали до 40 пассажиров и весившие 6,5 тонн. Один из таких вагонов Пироцкий попытался модернизировать. И уже вскоре докладывал об изобретении нового вида транспорта перед бессчетной аудиторией. Изобретатель подвел электричество к трамвайным рельсам, ток от которых поступал к мотору. Люди наблюдали как вагон впервые двигался по электрифицированному участку трамвайного пути длиной 85 метров на Болотной улице, он приводился в движение электродвигателем постоянного тока мощностью 4 лошадиные силы. При этом тяжелый двухъярусный вагон конной железной дороги на четыре десятка человек разгонялся до скорости 10-12 километров в час. Он мог ускоряться и наоборот, делать остановки и двигаться назад.

Сенсационный запуск

Этот запуск стал настоящей сенсацией. В толпе наблюдателей присутствовала и администрация сообщества конно-железных дорог, и якобы представитель фирмы Сименса в Петербурге К.Г.фон Сименс (родной брат знаменитого немецкого инженера-изобретателя, основателя фирмы «Сименс» Вернера фон Сименса) который в начале 80- х годов проживал в россии. Говорят К.Г.фон Сименс не раз общался с Пироцким, будучи заинтересован его изобретением.

К.Г. фон Сименс

Наконец увиденное и доклад изобретателя «Проект применения электричества для движения железнодорожных поездов с подачей тока по тем же рельсам, по которым катятся колеса», понравились публике, о нем написала пресса и не только местная. Так схема передачи тока к двигателю с помощью рельсов Пироцкого впоследствии появилась в международном «Инженерном журнале». И так «совпало», что вскоре после этого известный изобретатель Вернер Сименс создал в Берлине аттракцион, который очень напоминал изобретение Пироцкого: электрический «поезд» с отдельным локомотивом и двумя платформами для пассажиров, проводившейся в движение по схеме нашего изобретателя. 

Вероятно, немцы действительно воспользовались трудами Федора Пироцкого. Уже в следующем году после презентации изобретения Пироцким в Петербурге (т.е. 1881 года) первая в мире постоянная электрическая трамвайная линия была открыта в одном из пригородов Берлина братьями фон Сименс… Следующие пять лет все подобные транспортные пути в Европе строились по схемам Пироцкого. И братья Сименс хорошо на этом зарабатывали!

Электрический трамвай Сименса в Берлине 1881 г.

Конкуренция против цивилизации

А вот владельцам конных трамваев в Петербурге изобретение, а значит конкуренция, не понравилось. Заинтересованные в конных трамваях лица вложили немалые капиталы в это дело и хотели их изрядно «отбить». Испытания изобретения Пироцкого длились до месяца. Сначала в вагоне ехал сам изобретатель, тогда нашлось 40 храбрецов проверить новацию. О новом виде городского транспорта писали все газеты Петербурга, новости о прорыве нашего инженера журналисты-иностранцы отправляли телеграфом в разные города мира. А у изобретателя не хватило средств и он был вынужден прекратить испытание. Имперские власти на родине гения не заинтересовали ни электролокомотив, ни электротрамвай, ни предложения Пироцкого относительно строительства гидроэлектростанций. Среди прочего, в течение своей деятельности наш земляк предложил ряд изобретений в области связи (в т.ч. и телеграфной) и электрического освещения. Известны его предложения не только по усовершенствованию доменных, но и домашних и хлебопекарных печей, изобретения в области артиллерии, ракетной техники.

Двухэтажный вагон конного трамвая, который Ф. Пироцкий в 1880 г. модернизировал на электротрамвай с рельсовым токосъемом

Несмотря на отсутствие поддержки, ученый не опускал рук. В 1881 году Фёдор Пироцкий представил модель железной дороги на электротяге на Международной электротехнической выставке в Париже. После приезда на родину он стал автором и проекта по распределению тока для освещения Петербурга, проложил первый подземный кабель для передачи электроэнергии в городе. Несмотря на скромное состояние, Федор Пироцкий подписывал научную прессу, продолжал опыты.

Грустный эпилог…

Из-за постоянных командировок Федор Пироцкий даже не обзавелся семьей. Последним его местом службы была Ивангородская крепость (ныне Польша). Оттуда по неизвестным причинам его в чине полковника власти досрочно (ранее буквально на несколько месяцев) отправили на пенсию. Поэтому получил урезанную пенсию, которой не хватало на жилье и жизнь. С мизером и надеждами Пироцкий обрадовался известию о наследстве-имении дяди на Херсонщине. Но, как оказалось, во время учебы его фамилию изуродовали, сменив одну из букв: Пироцкий записали как Пероцкий. Поэтому после судебной волокиты он так и не получил жилья. Несчастному ничего не оставалось, как поселиться в гостинице (по другим данным в военном пансионате) в Олешках. 

28 февраля 1898 года на 54-м году жизни в доме Пироцкого находят мертвым. Одна из газет так об этом написала: «Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, за счет описанного и позже проданного имущества… На площади с молотка продавали разные старые вещи, обозначенные в описи под номерами, и за все более или менее подходящие вещи стоимостью от 1 коп. до 4,65 руб. выручено всего 65 рублей. Непроданными остались 16 номеров никому не нужных вещей, таких как, например, разные книги, бумаги и т.д. Осталось 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами». Что произошло с архивами Федора Пироцкого и что он исследовал в последние годы неизвестно. Изобретатель был похоронен на городском кладбище в Олешках. Могила гения сохранилась. В 2019 году мэрия города установила там новое надгробие. В честь инженера в Олешках назван сквер.

Конный трамвай

Грустно осознавать, что когда мир уже пользовался изобретением Пироцкого и оценивал его по полной, на родине инженера надолго забыли об электротрамвае, радуясь конкам, паровым двигателям и телегам. Первый электротрамвай в Киеве запустили в 1892 году (Пироцкий еще был тогда жив!), в москве — только в 1899 году. А в Петербурге, который стал свидетелем электрочуда и его безалаберно проигнорировал, такой транспорт появился только в 1907, через 27 лет после опубликования изобретения Пироцким! 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.