Понедельник, 29 апреля, 2024

Полтавские корни изобретателя авиационного ранцевого парашюта Глеба Котельникова

В 2022 году в Украине на государственном уровне отмечалось 150-летие со дня рождения изобретателя первого в мире авиационного ранцевого парашюта Глеба Котельникова. Его украинские корни противоречат имперским идеологам в том, что это исключительно выдающийся российский изобретатель. Это далеко не совсем так, ведь жизнь и деятельность рода Котельниковых неразрывно связаны Полтавой. Далее на poltava-future.

Из рода художников и ученых

Склонность Глеба Котельникова к науке не удивительна. Двоюродные прадед, дед и дядя были известными учеными в области математики, механики, радиотехники. Дед-конструктор Григорий Котельников в свое время поселился в Полтаве. Он преподавал математику в Полтавском кадетском корпусе и физику в Институте благородных девиц. В Полтаве родился отец Глеба — Евгений Григорьевич Котельников. В родном городе он открыл фотосалон, занимался изобретательством (создал для винокуренной промышленности прибор-автомат, измеряющий количество выкуренного спирта, изобретение получило высокую оценку ученых Петербурга). Отец был профессором, читал лекции в ВУЗе, написал популярный учебник по механике. До 1889 г. он преподавал и занимался организацией учебных заведений в Петербурге, Вильно, Херсоне, делал попытки в журналистике, фотографии, служил в техническом комитете минфина. Однако из-за проблем со здоровьем вернулся в родную Полтаву. В 1889 г. здесь был назначен управляющим акцизным собранием.

Связь изобретателя с Полтавой

Так, в конце лета 1889-го 17-летний Глеб (он родился в 1872 г. в Петербурге) впервые увидел Полтаву — малую родину обоих его родителей и познакомился с дедом-художником по материнской линии 84-летним Иваном Зайцевым. Почти 40 лет Иван Зайцев преподавал рисование ученикам кадетского корпуса, много рисовал, участвовал в выставках, был первым учителем впоследствии известного живописца Николая Ярошенко. Мать Глеба Екатерина Ивановна тоже прекрасно рисовала и вышивала шелками, имела певческие и музыкальные способности.

Родители изобретателя Евгений и Екатерина Котельниковы

Котельниковы увлекались театром, музыкой, участвовали во всех возможных спектаклях, концертах, организовывали их дома. Глеб с детства отлично играл на скрипке, пел, мастерил игрушки, модели. В Полтаве его, энергичного, начитанного, декламатора, называли душой собраний.

Жизнь была счастливой до тех пор, когда в 1889 году в 46-летнем возрасте от болезни умер его отец. Семье пришлось экономить. Глеб учился в выпускном классе Первой полтавской мужской гимназии. Он смирился, что не сможет поступить в консерваторию или техноинститут, реальной стала только карьера военного. 1890-го Котельников написал прошение об исключении из гимназии, чтобы поступить на военную службу. Глеб записался в 33-й Елецкий пехотный полк в Полтаве. Целую зиму готовился к экзаменам экстерном за седьмой класс гимназии, сдал их и уехал в Киев, где при военном училище действовали курсы подготовки подпрапорщиков. Он мечтал после окончания заведения служить в Полтаве… Но незадолго до выпуска умерла и мать. Вместо Полтавы Глеба направили в Ивангород. Там ему впервые пришлось увидеть строение воздухоплавательного аппарата. Эти и другие знания стали полезны позже в работе над парашютами. Служба продолжалась, но не радовала. После трех обязательных лет в армии он рвался выйти в запас.

С любовью к театру и тяготением к изобретательству

1897 г. Глеб приехал в Полтаву в отпуск, близкие решения об отставке поддержали. Дружба с дочерью дедового соседа, художника Василия Волкова Юлией переросла в любовь (пара обручилась и более 50 лет прожила в счастье). Котельников оказывается в водовороте полтавской художественной и научной элиты. В кругу общения его семьи было немало известных личностей. Жена Юлия тоже была способной художницей. Глеб же писал пьесы, ставил спектакли, романсы и делал новые изобретения (например, велосипед с мачтой и под парусом).

Глеб Котельников с Юлией Волковой. 1900 г.

Котельников решил служить, как отец, дяди, брат, в полтавском акцизном управлении (учреждение, ведавшее налоговыми поступлениями). Он надеялся проявить себя и в творчестве, в частности, в театральном деле. В Полтаве ему предложили главные роли на сцене «Народной аудитории имени М.В.Гоголя». До сих пор Котельников играл в любительских спектаклях небольшие роли. Профессиональная полтавская сцена дала бесценный опыт. А роль Кречинского, которую здесь сыграл впервые, стала одной из любимых.

В начале 1900-х гг. Глеб Евгеньевич был переведен по службе, поэтому уехал из Полтавы и не возвращался. Но любовь к сцене и мечта стать профессиональным актером заставили покинуть службу и ехать в Петербург. Здесь в 1910 году он становится актером драматической труппы под псевдонимом Глебов-Котельников. Но впереди были важны разработки в области химии, транспорта, автоматизации почтовых операций в автомобильной и радиосфере. И впереди было главное открытие – первый в мире авиационный ранцевый парашют.

Должно существовать что-то для спасения жизни пилота

Глеб Котельников был далеко не первым, кто мечтал создать парашют. Первый его эскиз выполнил знаменитый итальянец Леонардо да Винчи. Впоследствии француз Л.-С.Ленорман создал аппарат для спасения воздухоплавателей, назвав его парашютом (с греч. «против падения»). Но Г.Котельников стал автором именно гибкой конструкции парашюта, благодаря чему пилот всегда мог иметь парашют рядом и быстро им воспользоваться. 

Еще в юности Глеб читал о парашютных прыжках, но впервые увидел столь невероятное зрелище 1889 года в Петербурге. Это был показательный полет на воздушном шаре американца Ш.Леру, который оставил ее на высоте до 400 метров и использовал парашют. 1910-го Котельникову на первом всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге пришлось стать свидетелем гибели украинского авиатора Левка Мациевича. Этот соратник С.Петлюры, один из основателей Революционной украинской партии, выпал из кабины летательного средства на высоте 400 метров. После этого у Глеба появилась мысль, что должно существовать нечто, что спасет пилота в такой ситуации.

Со своим изобретением

Он долго определялся с материалом. Как-то в театре Котельников увидел, как барышня достала из сумки шелковую шаль, которая сразу поднялась в воздух. Его озарило: шелк – лучший материал для купола парашюта! Впоследствии он описывал изобретение следующим образом. Металлический ранец внутри имел полку, где укладывались стропы и купол парашюта. Крышка ранца держалась на петлях с пружинами, чтобы быстро открываться. На защелке был шнурок с кольцом, чтобы пилот сам открывал парашют, когда выпрыгивал. Стропы, расположенные на плечах пилота, позволяли маневрировать в воздухе.

27 октября 1911 г. изобретатель подал заявку в отдел промышленности Министерства торговли и получил охранное свидетельство на «спасательный ранец для авиаторов с автоматическим выкидышным парашютом», впоследствии попытался зарегистрировать изобретение в россии, но по неизвестным причинам патент не получил. В 1912 году изобретатель получил патент во Франции. В к. 1912 – в нач. 1913 г. «спасательный ранцевый парашют Котельникова, модель I» одна из коммерческих фирм представила на конкурс в Париже и Руане. Когда студент Петербургской консерватории 5 января 1913 г. протестовал парашют РК-1 с 60-метровой высоты моста через Сену, он сработал прекрасно и изобретение получило славу за границей. Впоследствии Котельников принялся совершенствовать наработки и появились новые модели РК-2, РК-3, РК-4: парашют с полумягким ранцем, мягкий ранцевой (прототип современных грузовых для веса до 300 кг) и т.д. В империи до 1916 г. военные авиаторы парашютом почти не пользовались. Генералитет считал, что летчик, у которого есть парашют, покинет самолет в случае малейшей угрозы. О парашютах Котельникова на родине вспомнили только во времена Первой Мировой войны, впоследствии их применили в Красной армии. в 1926 году правительство СССР присвоило себе эти изобретения, умалчивая личные заслуги автора Котельников якобы подарил государству свои парашютные патенты и отказался от вознаграждений). В 1929 году Г.Котельников написал о своем изобретении книгу.

И чтобы там кто не говорил, Полтава стала городом, где сформировался круг научных, технических и художественных интересов изобретателя Глеба Котельникова. Общение со здешней элитой оказало большое влияние на его мировоззрение. В Полтаве есть немало мест, связанных с Котельниковыми. В 1999 году на доме, где когда-то было акцизное управление и квартира Г.Е.Котельникова, установлен ему мини-мемориал. Позже именем изобретателя назвали одну из улиц города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.