Четверг, 11 августа, 2022

Узнали бы мы Полтаву XIX века: промышленность, культура, протесты

В 1802 году Полтава стала центром Полтавской губернии. Путешественники, приезжавшие Полтаву в это время, описывали ее как небольшой и благоустроенный город. Василий Зуев, например, отметил, что тогда Полтава была небольшим городком с деревянными, низкими, но очень хорошо отбеленными домиками и несколькими каменными. В конце XVIII века, сообщает сайт poltava-future, французский посол граф Сегюр отметил, что Полтава была мало украшена и не густо заселена, в ее окрестностях не было ни одного прекрасного дома. В начале XIX века Павел Сурмаков после поездки в город сказал, что Полтава – это маленький и бедный городок, в котором нет ни правильных улиц, ни достойных построек.

Полтава как центр губернии

Во время своего визита в Полтаву князь Долгорукий в 1812 году даже не знал, где ему остановиться, потому что гостиниц в городе не было. На смену им предлагали, так называемые, постоялые дворы, которых на весь город было всего три. Разъяренный этим фактом князь обрисовал Полтаву как город со страшной пылью, грязью дамами ездящими на волах, и небольшим клочком брусчатки только в центре города.

Естественно, Полтава была провинциальным городком и отличались от городов, в которых жили вельможи: Петербурга, Москвы, Парижа. В Полтаве действительно было мало каменных построек — несколько церквей, лавки, частные дома казацкой старшины или купцов. В переписи XVIII века отмечено 51 улицу Полтавы.

Когда Полтава стала губернским центром, русские архитекторы взялись за ее перепланировку и застройку. Так архитектор Амвросимов разработал проект, по которому Полтава должна превратиться в «малый Петербург». Тогда было снесено много некрасивых домов, неупорядоченные усадьбы исчезали или их переносили. Была проложена главная улица, ныне Соборности, которая соединяла новый центр с памятником Петру I со стариком – крепостью.

Новый административный центр выглядел круглой площади, от которой расходились 8 улиц, которые заканчивались домами городского значения.

В центре этой площади по проекту российского зодчего Захарова был установлен «Монумент славы» в честь 100-летия Полтавской битвы. Позже эта территория была обсажена деревьями, так образовался современный Корпусный парк. Захаров также разработал проекты 7 правительственных зданий в стиле русского классицизма, по которым начинались улицы площади (здание полтавских губернских государственных учреждений, здание Полтавского генерал-губернатора, Полтавский кадетский корпус и т.п.).

Инфраструктура хозяйства

В XIX веке несколько улучшилось инфраструктура хозяйства. Построен мост через Ворсклу, на месте которого раньше был «водоходный дуб». Застраивались бульвары, обосновались колодцы с навесами, рынок, постоялые дворы, вымачивали мостовой несколько центральных улиц. Правда, описанная гостями города пыль таки стояла в летнее время, ведь улицы выкладывали мелким щебнем, забивая песком.

По свидетельству одного из историков, в 40 годах XIX века в Полтаве насчитывалось 1500 частных домов, несмотря на это, примерно сотню можно было назвать домами, остальные — мазанки, хатки. Они были обычно обелены и почти каждая имела небольшой сад.

К началу 1800-х годов в городе насчитывалось около 8 тыс. человек населения. Подавляющее большинство из которых мещане, разночинцы, дворяне, около 4 сотен помещичьих крестьян, по 3 сотни казаков и ремесленников.

С развитием города росло и население — в 1838 году здесь проживало около 15 тыс. человек, а к середине XIX века — более 20 тыс. человек.

Большие изменения в социальном и экономическом развитии города проходили после отмены крепостного права. После реформы 1961 года наблюдался быстрый рост населения города. Так, в 1873 году в Полтаве проживало около 35 тыс. человек. А уже в конце XIX века первая русская перепись представляет сведения о 53 703 людях.

Промышленное развитие города

 В условиях капитализма город все больше превращался в промышленно-торговый центр губернии. Во второй половине XIX века здесь функционировало около 30 промышленных предприятий, на которых работал 441 человек. В 1880 году предприятия производили продукцию более чем на 1,5 млн. рублей. Развитие промышленной отрасли не останавливалось, так к концу XIX века в городе было 89 предприятий, на которых работало 869 рабочих. Преимущественно они занимались переработкой сельскохозяйственных продуктов – маслобойные и колбасные заводы, пивоваренные, водочные, табачные и другие заводы и фабрики. Кроме пищевой промышленности работали также механические, кирпичные, лесопильные, кузнечные, чугунолитейные, медно-литейные, мыловаренные и другие предприятия.

С развитием промышленности происходили сдвиги в железнодорожном строительстве. В 1870 году начало железнодорожное движение, которое соединяло Полтаву с Москвой, Петербургом, Херсоном и Одессой. Железнодорожными путями Полтава была связана с Донбассом и Екатеринославом. В 1874 году в Полтаве открыто паровозное депо и железнодорожные мастерские. В них первоначально открытие работало несколько сотен мастеров.

Протестная деятельность горожан второй половины XIX века

Но развитие промышленности привело и к негативным последствиям. Началась эксплуатация рабочего класса и ухудшение их положения. В 1875 году прошла первая забастовка в Полтаве: шесть десятков рабочих, работавших над строительством духовной семинарии и училища прекратили работу и начали бастовать, требуя заработную плату. Они получили свое, показав эффективность этого метода борьбы для других рабочих.

С 60-х годов ХІХ века на территории Полтавы начали проводить активную революционную пропаганду. Деятельность вели народники, не оправдав свои надежды в хождениях на село, проводили революционную работу также среди городских работников. Так, было создано полтавское общество «Уния», члены которого боролись за независимость Украины и распространяли среди трудящихся социалистическую и радикально-демократическую литературу.

Впоследствии начались массовые аресты участников и работа кружка прекратилась. Первой большой стычкой стал протест 1883 года на железнодорожных мастерских. После требования выплатить заработную плату, 50 участников забастовки были уволены с предприятия. Через год здесь состоялась вторая забастовка при тех же обстоятельствах. Но бастовали уже более 6 сотен человек. Это было одно из величайших протестных выступлений того времени. Власти применили силу солдат и жандармов, которые так и не смогли справиться с бастующими. Поэтому администрация, с согласия губернатора, уволила около 40 человек с работы.

Учитывая, что Полтава была не развита в промышленном отношении провинциальным городом, правительство России использовало ее как место ссылки. Сюда ссылали русских народовольцев, довольно часто продолжавших вести активную идейную борьбу здесь.

Latest Posts