Суббота, 27 апреля, 2024

Как зарождалась авиация в Полтаве?

Большинству полтавчан известен ряд скандалов и перипетий, которые происходили с полтавским аэропортом начиная с 2017 года, когда он получил статус международного. Несколько реконструкций, исчезновение средств, перенос открытия, отказ компании «Sky Up» в сотрудничестве из-за плохого состояния взлетной полосы (через год после реконструкции) и, наконец, очередная остановка работы. Фактически, количество международных рейсов, которые с тех пор реально принял аэропорт «Полтава» можно пересчитать по пальцам. Но так было не всегда. В середине 20 века Полтава славилась своей чрезвычайно мощной авиабазой, откуда осуществлялись не только гражданские полеты, но и проводились исторически важные военные операции. Так как зародилась и развивалась полтавская авиация? И почему начала приходить в упадок? Далее на poltava-future.

Коротко об истории создания полтавского аэродрома

Полтавская авиация зародилась в 20-х годах 20 века, когда руководством Советского Союза был принят ряд решений по открытию новых авиалиний и военных авиабаз на территории Украины. На этом фоне образовалось новое акционерное общество «Укрвоздухпуть», которое должно было обеспечить пассажирские рейсы по территории страны и за ее пределами, а за развитие военной авиации отвечал Красный Воздушный флот. Создание авиабазы именно в Полтаве состоялось при поддержке украинского военного летчика Николая Комарницкого — он лично занимался поиском лучшего места для построения аэродрома. Таким образом, уже в мае 1924 года полтавский аэропорт мог принимать грузовые, военные и гражданские рейсы, а в городе была организована Всеукраинская школа летчиков. Первые гражданские воздушные сообщения проходили между Полтавой и Харьковом, Киевом, Кировоградом и Одессой — эти рейсы стали регулярными. 

Важный этап в развитии полтавской авиации начался в 30-х годах 20 века — в регионе запустили новые самолеты, которые использовались для доставки почты и посылок. Так, почтово-грузовые перевозки стали возможными из Полтавы в Кременчугский, Диканьский, Карловский и другие районы. Также появилось авиасообщение между Полтавой и Миргородом для гражданского населения, активно развивалось самолетостроение.

Но все изменилось с началом Второй мировой войны: немецко-фашистские захватчики разбомбили часть аэродрома, а во время оккупации Полтавы использовали его с целью базирования собственных самолетов «Heinkel He 111». Ситуация улучшилась только в 1943 году, после отвоевания советскими войсками города. Поэтому полтавский аэродром успел послужить на победу Советского Союза и даже стал одним из ключевых мест для проведения секретной советско-американской военной операции «Френтик».

Что такое операция «Френтик»?

Подробности тайной военной операции «Френтик», которая проходила в 1944 году в Полтаве, долгое время были засекречены — вплоть до 1990-х годов. Для того, чтобы вместе противостоять фашистской Германии, советские и американские летчики должны были объединить свои усилия. Руководство СССР согласилось предоставить авиабазы на своей территории для размещения самолетов США и совместных атак на противника. Лучше всего для этого подходили авиабазы Полтавщины, поэтому для базирования американской авиации было привлечено 3 аэродрома — в Полтаве («Station 559»), Миргороде («Station 561»), и Пирятине («Station 560»). Очень быстро все базы отремонтировали и оснастили современной западной бомбардировочной техникой. Контроль за проведением операции был возложен на Эллиотта Рузвельта (сына президента США Франклина Рузвельта), который лично прилетел в Полтаву. Идея операции заключалась в образовании воздушного треугольника между Англией, Италией и Полтавой. Бомбардировщики, вылетавшие из Англии и Италии атаковали Германию, и приземлялись в Полтаве для дозаправки, и наоборот. Таким образом было совершено более тысячи успешных боевых полетов, в то время, как немецкие военные не могли понять откуда же вылетают самолеты. Но, по иронии судьбы, в руки врагов попал фотокорреспондент, у которого были снимки полтавского аэродрома. Для Полтавы это обернулось трагедией: ночью с 21 на 22 июня 1944 года город подвергся массированной атаке немецкой авиации. Аэродром был полностью уничтожен, многие люди погибли, техника сгорела. Советские воздушные силы не оказали сопротивления, так как не были готовы к такому повороту событий. Тогда же немцы разбомбили и базы в Миргороде и Пирятине. Вот так завершилась операция «Френтик». Но несмотря на печальный финал, все же она сделала значительный вклад в победу над Германией. Советские и американские пилоты проявили настоящий профессионализм и взаимопонимание. Историки подчеркивают, что именно слаженная командная работа во время операции «Френтик» повлияла на ход всей войны. Но для многих эти факты являются довольно странными, ведь уже через несколько лет после этого Советский Союз начал внушать населению антиамериканскую пропаганду.

После войны

После завершения Второй мировой войны полтавский аэродром снова отстроили и использовали для размещения авиационного полка: руководство считало, что потребность в собственной стратегической авиации до сих пор актуальна. Постепенно возобновились и пассажирские рейсы. Но с обретением Украиной независимости на фоне изменения политического курса авиабаза, как военный объект прекратила свое существование. Количество гражданских рейсов также снизили — значительно упал пассажиропоток. А после передачи аэропорта в собственность местных властей все полеты остановились — из-за нехватки средств. 

Музей тяжелой бомбардировочной авиации

Рядом с полтавской авиабазой в 2007 году был создан музей тяжелой бомбардировочной авиации. Экспозиция музея была сформирована из самолетов, подлежащих уничтожению. Сюда вошли стратегические ракетоносцы, истребители, тактические бомбардировщики, транспортные самолеты и вертолеты. Также среди экспонатов можно увидеть макеты авиационных бомб и крылатых ракет. Музей расположен под открытым небом.

До начала полномасштабного вторжения России в Украину на территории музея тяжелой бомбардировочной авиации проводили мероприятия, посвященные чествованию павших летчиков во время Второй мировой войны, среди которых были выставки военной техники и оружия. 

Полтавский музей авиации и космонавтики

Есть в Полтаве еще один музей, посвященный истории развития авиации на Полтавщине — это Полтавский музей авиации и космонавтики, открытый в 1987 году. Здесь можно узнать о выдающихся ученых и изобретателей с Полтавщины, участвовавших в самолето- и ракетостроении, о той самой операции «Френтик», о развитии современной космонавтики и тому подобное. Значительное внимание уделяется биографии Юрия Васильевича Кондратюка, работавшего над теориями полетов в космос. От сотрудников музея также можно узнать о существовании в Полтаве Всеукраинской школы летчиков (1931 — 1937) и ее лучших преподавателей и выпускников, посмотреть старые фотографии того времени. В выставочных залах также размещены дипломы, медали и награды полтавских летчиков, а также их личные вещи, среди которых есть книги, карты со схемами полетов и расположения вражеских частей и тому подобное.

Реалии после 24.02.2022

После начала полномасштабного вторжения России в Украину многие украинские летчики стали на защиту государства. К большому сожалению, в течение 2022-2023 годов война унесла жизни талантливых пилотов родом из Полтавщины, асов своего дела — Александра Оксанченко, Степана Чобана, Сергея Проказина, Дениса Кирилюка.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.