Понедельник, 29 апреля, 2024

Как подлодку-изобретение кременчужанина недооценили в российской империи

Украинские казаки являлись основой создания российского Черноморского флота. Благодаря их помощи в свое время империя начала усиливать влияние на Черноморском побережье. Как результат — на Хортице, Кременчуге, Херсоне, Николаеве, в Севастополе, Керчи и других городах началась закладка мощных корабельных верфей. К строительству Черноморского флота привлекли, прежде всего, строителей казацких чаек. Есть даже данные, что казаки были изобретателями подлодок, которые они довольно успешно применяли в военных действиях. На основе знаний своих предков 1799 уроженец Кременчуга Семен Ромодановский предложил первый проект подводной лодки в империи. Но инициативу нашего земляка его властные современники по достоинству не оценили…Далее на poltava-future.

Примерный вид казацкой подлодки. Об использовании таких судов в XVI веке писал французский философ Р.Фурнье

Гений-мещанин

Помните поговорку: «Где родился — там и пригодился». Обидно, но ее нельзя применить к выдающемуся кременчужанину по имени Семен Ромодановский. Это изобретатель, которому удалось и в то же время не удалось совершить прорыв в судостроительстве. Ведь понадобилось столетие, чтобы ученые сумели воспользоваться наработками нашего гения-инженера.

Кременчуг. Прибытие императорских галер. 1787 г. По рис. В.Хатфильда

Найти подробную биографию или фотофакты об этом человеке сегодня практически нереально. Неизвестна ни его дата рождения, ни день смерти. Элементарное, что можем представить, — период XVIII столетия. В доступных отечественных источниках информации о Ромодановском крупицы. Известно, что он был достаточно обеспечен, образован, умел хорошо рисовать и выполнять чертежи, а еще увлекался судостроением. Этот мужчина не просто придумал и разработал в 1794 году проект деревянной подлодки, где могли одновременно находиться несколько человек, а даже смастерил ее в натуральную величину (готовый вариант создал в 1799 г.) и провел испытания изобретения в водах Днепра. Для научного сообщества того времени это должно было стать чрезвычайно приятным шокирующим фактом! Изобретатель и те, кто ему помогал, даже не сомневались в этом. Особенно после удачного опробования модели. Только представьте себя на месте новатора, которому подчинился такой прорыв. Он ждал не просто одобрения, а признания и применения изобретения обществом. Но его родной провинциальный город невиданное новшество воспринял… с безразличием.

На крыльях успеха – к императору

«Пусть так», — наверное подумал окрыленный успехом Семен Ромодановский и решил, что его достижения обязательно по достоинству оценят в имперской столице. Есть предания, что кременчужанин с этой целью добился аудиенции к самому императору. Так, зимой 1799 года Семен Ромодановский поехал в Петербург, где сперва смог встретиться с адмиралом Григорием Кушелевым.

Г.Кушелев

К слову, Григорий Кушелев имел стремительную карьеру в сфере военного мореходства, в том числе и при царствовании Павла I. К примеру, только в 1798 году он был назначен адмиралом и вице-президентом Адмиралтейств-коллегии (высший орган управления военно-морскими делами империи). А в 1799 году он получил графский титул и орден «Святого Андрея Первозванного» в награду. Конкретно через Кушелева проходили все предписания Павла I по “морским вопросам”, он занимался в том числе улучшением корабельного дела и сбором морских карт. Также при его власти было заключено новое устройство военного флота империи.

И именно в январе 1799 года через Кушелева Ромодановский подал на имя Павла I докладную записку с описанием изобретения, чертежами и маленькой моделью подлодки. В реальных размерах лодка должна была быть небольшой и довольно простой. К бортам были закреплены цистерны из воловых кож, с помощью которых осуществлялись погружение и подъем. Двигателем была мышечная сила экипажа, члены которого приводили в действие двигатель оригинальной конструкции, благодаря чему создавалась реактивная тяга. Идея царю вроде бы показалась интересной. Адмирал Григорий Кушелев предложил, чтобы с проектом Ромодановского ознакомилась и специальная комиссия Академии наук. Царь одобрил предложение.

Многочисленные замечания к изобретателю-малоросу

В марте Семен Ромодановский отбыл по императорскому приказу в Академию наук. Но «коллеги» приняли новатора с безразличием. Говорят, что академики скептически восприняли проект, когда узнали, что его автором был фактически самоучка. Почтенные ученые настояли, что подлодка имеет ряд недостатков. По их мнению, планирование судна (в том числе меха и крылья) не позволили бы ему оставаться под водой на желаемой глубине (мол, судно будет то ли подниматься на поверхность, то ли вязнуть), а также двигаться. Они обвиняли изобретателя, что он вообще не разбирается в понятии давления воды на судно и в том, что пополнение воздуха в лодке будет совершенно невозможным. Академики предсказывали, что вода обязательно проберется в лодку и ее утопит. Убеждали и что никак нельзя рассчитать, чтобы благодаря мехам можно было достичь того, “чтобы точно такая часть судна из воды выставлялась, какая потребна, чтобы можно было стрелять по неприятельским судам, а наипаче, ежели нужда потребует, чтобы судно в глубину опустилося. Ежели изобретатель думает вредить судам неприятельским каким бы то ни было способом, будучи под водою, то Академия не может постигнуть, каким бы образом можно сие учредить, не делая в судне отверстия, а малейшее сделанное в судне отверстие причиною будет погибели людей и судна».

Между тем, талантливый Ромодановский не опускал рук. Прямо в Петербурге он решил построить еще одну подводную лодку, чтобы убедить скептиков на практике. Если бы он знал, что это опять не произведет большого впечатления на очевидцев! Изобретатель нанял пару опытных плотников. Говорят, их звали Иван Терехов и Иван Коменский. Автор сменил предыдущий проект и взялся делать лодку значительно больше, чем в предыдущий раз. Работа продолжалась больше года. Наконец судно Ромодановского — лодку деревянную и уже боевую, спустили на воду из бухты на реке Охта. Пробное погружение под воду было успешным.

На мечту не хватило 5000 рублей…

В записях, в чертежах и рисунках Семена Ромодановского были заметки и о водолазной экипировке. Поэтому есть предположение, что лодка изобретателя имела шлюзовую камеру для выхода человека в воду во время погружения лодки. Личные средства энтузиаста кончились на пути к полной реализации мощной идеи. После расчета с помощниками он остался почти нищим. Для завершения замысла и на проведение испытаний не хватало 5000 рублей. Он вновь обратился в Адмиралтейство-коллегию, чтобы завершить изобретение, созданное «во славу Богу и в пользу отечества».

Павел I

К тому времени компетентный Григорий Кушелев, который мог бы «продвинуть» созданную лодку, после смерти императора Павла I оказался в отставке. Преемник Павла, Александр I, помня заслуги Кушелева и учитывая его просьбу, обязал столичных корабельных мастеров осмотреть подводное судно и сказать свои выводы. Но все они высказались за… прекращение строительства и тогда коллегия заявила: «…судно это не только для предполагаемого изобретателем предмета ни в чем не соответствует и не заслуживает окончательной доделки, но даже ни для какого второго употребления годным быть не может». Из-за нерешительности, недоверия к изобретателю-малоросу и недальновидности, империя так и не получила собственной субмарины. Говорят, фотокопии чертежей Семена Ромодановского и модель подводной лодки хранятся в фондах какогото краеведческого музея.

Подводная лодка, опоздавшая на век

Дальнейшая судьба изобретателя Ромодановского тоже доподлинно неизвестна. Россияне говорят, что данные последних исследований свидетельствуют, что закончилась его жизнь в Петербурге. Кстати, российские историки не гнушаются вспоминать имя Семена Ромодановского, как всегда, жадно плюсуя упомянутые наработки на территории империи в собственную «казну». По российским источникам история тогдашнего имперского флота помнит, что в 1798-1800 годах подводный корабль со всеми необходимыми составляющими создал на собственные средства кременчугский мещанин Семен Ромодановский. А о том, где находятся чертежи настоящего изобретения и вообще ли они сохранились — якобы до сих пор не известно. Среди прочего, изобретателя россияне сразу называют обедневшим кременчугским мещанином. Но не добавляют, что все же он обеднел, упорно и бесполезно работая во благо флота империи.

Иван Бубнов

Россия же получила собственное подводное судно на 105 лет позже, чем могла бы. Его автором стал конструктор Иван Бубнов – корабельный инженер и основатель строительной механики корабля. В 1904 году Бубнов построил первую в империи подлодку «Дельфин» с двигателем внутреннего сгорания, а впоследствии также «Барс», сыгравшую значительную роль в морских битвах 1914-1918 годов.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.