Понедельник, 29 апреля, 2024

Создал аэрофлот и построил первый дирижабль – потомок полтавских дворян Александр Кованько

Александр Кованько – одним из видных деятелей российского военного воздухоплавания и авиации, изобретатель и летчик-воздухоплаватель, начальник учебного парка воздухоплавания и Офицерской школы воздухоплавания. Далее на poltava-future.

Образование и происхождение Кованько

Родился Александр Матвеевич Кованько 16 марта 1856 и происходил из потомственных дворян Полтавской губернии. Его отец был инженером. В то время это была очень престижная профессия. После окончания гимназии в 1875 году Александр поступил в Николаевское инженерное училище. И, собственно, и другие учебные заведения привлекли внимание исключительными способностями к технике и языкам. Участвовал в русско-турецкой войне. После окончания учебы окончил курсы технического гальванического аппарата и был назначен начальником гальванической бригады лейб-гвардии отдельного саперного батальона. Вскоре его отправили в распоряжение шахтера портов Черного моря.

Тогда в России была создана комиссия по использованию воздухоплавания в военном деле. Она начала работать в декабре 1884 под председательством генерала Михаила Борескова. Членом и делопроизводителем этой комиссии был назначен опытный и любящий техник, а также лейтенант Кованько, владеющий несколькими иностранными языками.

Создание первой группы воздухоплавания

Поручик Кованько выступил с предложением сформировать группу воздухоплавания. Администрация инициативу одобрила. Коллектив создан, руководителем которого назначен инициатор.

16 октября 1885 года Александр Кованько с двумя спутниками совершил свой первый свободный полет на воздушном шаре. «Сокол» поднялся в Петербурге и через пять часов спустился в Никольскую Слободку, неподалеку от Новгорода, преодолев расстояние более ста восьмидесяти километров.

Высокая оценка вдохновляла воздухоплавателей. В том же 1885 году они провели эксперименты по подаче сигналов с воздушных шаров с помощью специального блока из восемнадцати разноцветных шестнадцативатных лампочек накаливания. Тогда же проводились эксперименты по освещению территории прожектором мощностью 6000 ватт, разработанным механиком Александром Гарутом.

Учебный парк воздухоплавания был образован в июне 1890 года. Начальником парка был назначен Александр Матвеевич, к тому времени он стал одним из самых опытных и образованных русских воздухоплавателей. На него была возложена вся ответственность за развитие отечественного военного воздухоплавания – подготовку авиационного персонала, разработку и испытание методов боевого применения аэростатов.

Научные и изобретательские победы

Кованько вел научную и изобретательскую работу по многим проблемам воздухоплавания. Лично участвовал в изучении верхних слоев атмосферы. Сотрудничество с учеными расширилось, особенно после присоединения России в 1896 г. к исследовательской программе Международного метеорологического конгресса. Благодаря Александру Матвеевичу началось изучение влияния воздушных полетов на организм человека.

Большой заслугой Кованько была разработка и внедрение щелочного способа получения водорода, который, в отличие от кислотного, не требовал громоздкой транспортировки с оборудованием и был более удобен для использования в полевых условиях. Его научные исследования получили международное признание. В 1900 году на Парижской международной выставке он был удостоен высшей награды – Гран-при «за сочетание изобретений и за пользу, принесенную наукой воздухоплаванию». Через четыре года на всемирной выставке в американском Сент-Луисе А. М. Кованько также был награжден за изобретения.

Аэрофлот на войне

В начале войны 1905 полковник Кованько был назначен командиром 1-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона, сформированного по его предложению. Он собрал офицерский корпус из лучших выпускников. В целом, воздухоплавательный батальон заслужил пятнадцать Георгиевских крестов, все офицеры награждены орденами. Сам Кованько был в 1906 году награжден золотым Георгиевским орденом с надписью «За храбрость» и в том же году получил звание генерал-майора.

В УВП под его руководством была создана группа для полетов на дирижаблях и построен эллинг. Офицеры группы построили в 1908 году первый российский дирижабль «Учебный» мягкого типа, объемом 1200 кубометров, который успешно осуществили. По их проектам на 1913 г. было построено несколько кораблей мягкой и полужесткой схем. Благодаря энергии и инициативе генерала Кованько под Гатчиной, в селе Сализи, появилась база для подготовки пилотов дирижаблей и испытаний управляемых аэростатов.

В боях под Двинском летом 1917 года его воздухоплавание фиктивно решали задачи артиллерийской разведки и корректировки стрельбы. Все наблюдатели дружины были награждены боевыми орденами.

Воздушным силам приходилось выполнять боевые задания не только под огнем противника, но и отражать атаки истребителей противника. Наблюдатели также имели из оружия только «Винчестеры». Однако в 1916 и 1917 годах им удалось сбить пятнадцать германских самолетов. В этот же период немцы сожгли 54 российских воздушных шара. Вражеские пилоты часто расстреливали бегущих на парашютах воздухоплавателей. Были немцы и пилоты, специализировавшиеся на борьбе с воздушными змеями. Был оборудован воздушный шар-змея, в корзине которого было помещено шесть пудов взрывчатки и прикреплен манекен наблюдателя.

Впоследствии был создан Всероссийский аэроклуб, в совет которого были отправлены представители военного и морского министров, а также Генерального штаба. Среди первых приверженцев развития авиации в России был генерал Кованько.

Весной 1910 года генералу Кованько было разрешено начать обучение пилотов в Гатчине. Чего уже не мог Александр Матвеевич, так это научиться управлять самолетом, о чем очень жалел. В то время ему было пятьдесят четыре года. Среди студентов Гатчины было много отличных летчиков, прославивших российскую авиацию.

В своих докладах и статьях Александр Матвеевич уверял, что России жизненно необходим мощный военно-воздушный флот. Если так пойдет и дальше, то в случае объявления войны нам придется «просить врага подождать с воеванием, пока не будет самое необходимое и самое важное воспитанное из-за границы».

Неприязнь власти и личная жизнь

Подобные выступления генерала вызвали неприязненное отношение не только военного начальства, отвечавшего за приказы, но и придворных кругов. Не желая расставаться с привычным поручением, недоброжелатели умаляли значение заслуг Александра Матвеевича и пытались переложить на него ответственность за свои ошибки. Помогла им в этом консервативная печать и не очень добросовестные репортеры. Он не отвечал на атаки, не выходил на связь с коррупционерами. Известно его письмо в редакцию «Нового времени», в котором он обвинил редакцию в систематических нападках на него и его деятельность как руководителя учебного подразделения.

В должности начальника парка А. М. Кованько состоял до 29 декабря 1917 г. Затем был откомандирован в Авиафлот, а 21 января 1918 г. назначен членом Технического комитета воздушного флота. Приказом от 2 мая того же года тяжелобольного ветерана уволили с военной службы. Лето он провел с женой и младшими дочерьми в Гатчине, а осенью переехал на лечение в Одессу, где внезапно умер от паралича сердца 20 апреля 1919 года в военном санатории. Похороны прошли на 2 православном кладбище с соответствующими военными почестями. На могиле сделали крест-накрест два винта. Любимое дело Александра Матвеевича Кованько продолжили и сыновья, и два сына. Все четверо стали отличными пилотами.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.