Пятница, 19 августа, 2022

Духовное богатство Полтавы: какие церкви стоит посетить в городе

Город Полтава имеет давнюю и удивительную историю. А его архитектура, сообщает poltava-future, поражает величием, особенно прекрасны образцы церковной архитектуры разных периодов.

Крестовоздвиженский монастырь

Построенный в 1650 году на холме у реки Ворсклы, Крестовоздвиженский монастырь считается одним из лучших образцов архитектуры украинского барокко и одним из самых интересных достопримечательностей Полтавы. Однако это не просто ценный памятник архитектуры – с монастырем связано много важных исторических событий.

В конце 17 века монастырь был захвачен и разграблен крымскими татарами, прежде чем он стал одним из величайших памятников храмовой архитектуры. В 1709 году – во время знаменитой Полтавской битвы – был оккупирован и опустошен шведскими войсками. Заняв территорию Крестовоздвиженского монастыря, шведы сосредоточили огонь по бастионам городской крепости. В монастырских кельях размещалась штаб-квартира шведского короля Карла XII.

Отстроенный после военных действий, в XVIII веке монастырь стал одним из важнейших культурных центров не только Полтавы, но и всей Левобережной Украины: в частности, здесь располагалась самая большая в области библиотека с редкими старинными изданиями.

Крестовоздвиженская и Троицкая церкви — украшение монастыря

Тогда же монастырь получил свою главную жемчужину – замечательную Крестовоздвиженскую церковь, построенную в претенциозном стиле барокко. Ее уникальность в том, что это одна из немногих семиглавых церквей, сохранившихся на территории Украины до сих пор. Особое украшением собора — трехслойные окна. Кроме того, Крестовоздвиженская церковь отличалась очень красивым интерьером – главным ее богатством были удивительные иконостасы, которые, к сожалению, были уничтожены в советское время и не сохранились до наших дней.

Несколько позже архитектурный комплекс храма дополнили Троицкая церковь и Семеновская церковь. Но самым привлекательным сооружением монастырского комплекса была четырехъярусная колокольня в стиле позднего барокко, присоединенная к Крестовоздвиженскому собору 1786 года. Колокольня имела 47 метров высотой и имела более десяти различных колоколов, самый большой из которых весил более 6,5 тонн. Кроме этих культовых построек на территории монастыря находились деканат, братские кельи и гостевой дом.

Почему был разрушен Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь всегда славился невероятно красивой церковной утварью, созданной преимущественно в 18-19 веках. Великолепно украшенные кресты, лампадки и одежда ведущих священнослужителей, вышитые золотым и серебряным штрихом. К сожалению, из-за сложной истории монастыря большинство объектов не сохранилось.

В первой трети XX века монастырь вместе со многими другими культовыми сооружениями на территории Украины был ликвидирован. Советские власти использовали его помещения как места лишения свободы для несовершеннолетних преступников, а впоследствии здесь разместилась школа-интернат. Во время Второй мировой войны монастырь ненадолго возобновил свою работу – как женский монастырь (ранее он был мужским). В 1960 году его снова закрыли, а верующим вернули только тогда, когда Украина стала независимой. Сегодня Кресто-Воздвиженский монастырь возобновляется.

Успенский собор — памятник казацкого барокко

В историческом центре Полтавы – на Ивановой горе, где собраны основные историко-архитектурные памятки города – особенно примечательно величественное здание Свято-Успенского собора. Сегодня это один из главных православных храмов региона. Является памятником казацкого барокко второй половины XVIII ст.

На месте нынешнего Свято-Успенского собора, который был центром старой крепости полтавской, стояла деревянная Успенская церковь, которая была «Градским собором». Свидетельства его существования известны уже в 1695 году.

В 1748 году казацкая старшина, староста Илья Волховский, представители церковной и городской общины согласились на строительство каменной церкви и 8 ноября подписали соглашение с известным архитектором Стефаном Стабанским. Основателями строительства были полтавский полковник Андрей Горленко, Андрей Руновский, полковый судья Григорий Сахновский, Дмитрий Белуха и другие.

История трансформаций собора

Различные организационные и денежные трудности начали работать только в 1751 году. Строительство главной площади Полтавской крепости длилось до 1770 года. Это был первый каменный собор в Полтаве. Его размеры достигали 32 метров в длину и 17 метров в ширину. Строительство двухэтажной церкви проходило в византийском стиле, с тремя куполами. Фасады украшены декоративными украшенными фронтонами. Позже, спустя почти 10 лет, около 1780 года, церковь была перестроена. храму достроили еще два купола, и он стал пятиглавым.

В 1899–1900 гг. было решено расширить собор. Достроили западную часть, хор переместился туда, храм стал светлее, просторнее, его площадь увеличилась почти на 170 кв. м, а ко входу пристроили два небольших купола и арочное перекрытие,

В 1774 году началось строительство колокольни, которое затянулось из-за нехватки средств до 27 лет и было завершено в 1801 году. На втором этаже располагались колокола – один из них весил 350 пудов. На третьем ярусе был установлен колокол с названием Казикерманъ. 

В 1934 году собор был разрушен по приказу Полтавского обкома КП(б)У, сохранилась только колокольня. После почти двухлетней борьбы между Свято-Покровской общиной УАПЦ и РПЦ колокольня была передана общине и уже 7 апреля 1992 года в ней состоялось первое богослужение. Создана новая Свято-Успенская община и настоятелем церкви был назначен иерей Николай Грапач. С этого времени община начала поднимать вопрос реставрации главного корпуса Свято-Успенского собора. Это дело благословил святой Мстислав, который находился по приглашению общин в Полтаве 2-4 мая 1991 и в декабре того же года.

24 февраля 1993 исполком Полтавского городского совета принял решение поручить «общине Свято-Успенского храма разработать проект реконструкции Свято-Успенского собора на Соборной площади, 1 г. Полтава». А в 2005 году заново построили Свято-Успенский собор. Построенный в стиле украинского барокко новый храм не является точной копией своего предшественника, но поражает изящными, изящными и пышными формами, как и собор XVIII века.

Храм Веры, Надежды и Милосердия и матери их Софии

Храм Веры, Надежды и Милосердия и матери Софии построен в 2002 году. Он расположен среди развесистых деревьев на большой площади Первомайского проспекта. Величественная постройка храма прекрасно вписывается в архитектуру Полтавы. Названная церковь была в честь великомучениц, известных своими подвигами при жизни (130-е годы до н.э.). При создании храма были привлечены десятки известных украинских организаций, каждая из которых внесла свой вклад в архитектурный шедевр. Художественным руководителем проекта был Анатолий Чернощеков, главным архитектором — М. Пицюра, роспись иконостаса выполнена львовским кружком «Сияние», отлит колокол на известном Полтавском теплотягостроительном заводе. Гордость – самый большой звон, весом 271 фунт. Бесценной достопримечательностью роскошного храма в классическом стиле есть старинные иконы, привезенные из Почаевской лавры.

Сампсониевская церковь

Сампсониевская православная церковь подчиняется московскому патриархату. Величественная архитектурная постройка показывает историко-культурное наследие района. Храм был построен в середине 19 века в честь Полтавской битвы, увенчанной победой русской армии над шведской. Строительство храма Сампсон планировалось с 1709 г. при царе Петре I. Долгие годы проект откладывался по разным причинам, только в 1852 г. был заложен первый камень церкви. Храм, спроектированный гениальным архитектором Иосифом Шарлеманем, не походил ни на один существующий. Изогнутая форма первого яруса, украшенный арочный фасад, большое количество куполов, роскошная внешняя роспись храма Сампсона делают его единственным в своем роде. Внутри здания сохранился весь уникальный интерьер, роскошные своды, иконостас – все отреставрировано в изначальном виде. Сам храм стоит у подножия братской могилы шведских войск, откуда открывается большой православный крест и мемориальная надпись.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы деревянная, об одной главе, находится в предместье города “Павленках”, теперь с ним совершенно слившееся, в XVIII веке показано селом, совершенно самостоятельным. Оно принадлежало к Полтавской сотне и по ведомости 1782 г. составляло владение подкоморного Петра Чарныша и полкового писаря Яновича.

Закладка нынешней церкви произведена в апреле 1864 года, в том же году она построена и освящена 30 сентября. В одной с нею связи деревянная колокольня.

Церковь эта, по ходатайству прихожан, с разрешения Святейшего Синода, построена на нынешнем месте, вместо старой деревянной церкви, того же наименования, которая первоначально была построена в 1707 году в селе Павленках, а затем 2 мая 1864 г. разобрана по ветхости. Церковь та была о трех главах, значительно исправленная в 1756 г. При ней отдельно в 1709 г. была построена деревянная колокольня, разрушенная в 1822 г., 19 июня, бурей почти до основания. Из древностей замечательны два Евангелия в лист, московской печати, 1697 и 1779 гг., в серебряной оправе.

Из церковной описи 1827 г. видно, что в старой церкви было рукописное евангелие, в полулист, в кожаной оправе, писанное в Полтаве в 1605 году; но его в настоящее время нет и куда оно девалось — неизвестно. В 1902 году приступлено к постройке новой каменной церкви, закладка которой совершена 5 мая того же года.

Макаревский храм

Макаревский храм был заложен в год прославления преподобного Серафима Саровского – в 1903 г. и освящен годом позже. До переворота 1917 года в Полтаве при Макарьевском храме действовало Макарьевское братство, которое вело большую духовно-просветительскую работу и занималось благотворительностью. Удивительно, что храм был закрыт на относительно короткое время – с 1938 по 1941 год, тогда как большинство из 40 полтавских храмов безбожники либо разрушили, либо закрыли на долгие десятилетия.

Волна храмовых разрушений во времена так называемой хрущевской оттепели также обошла Макаревский храм стороной, — наоборот, после сноса в 1962 году Преображенского собора он приобретает статус кафедрального храма. Церковь каменная, одноэтажная, крестная в плане. С западной стороны соединяется с колокольней. В интерьере сохранились росписи начала ХХ века, икона Горбанивской Богоматери (1786). Храм принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, богослужения здесь проходят каждый день.

Чудотворная Горбанивская икона храма

Макарьевский храм известен на всю Украину из-за владения горбановской иконой. Горбановскую икону Божией Матери нашел в 1-й пол. XVII ст. казак Горбань на своей пасеке вблизи Полтавы – в нынешнем селе Белая Церковь. Во время сенокоса коса Горбаня сломалась, задев образ Пречистой. На образе Божией Матери казак увидел рану, нанесенную косой, и слезу. Горбань перенес святыню в свой дом и сообщил о случившемся духовному начальству. Вскоре владелица Горбаневки помещица Стороженкова построила в деревне деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1818 г. заменен каменным), куда и перенесли икону. За молитвами перед святыней стали совершаться чудеса, которые записывались в особую книгу до 1917 г. (потеряно). На месте нахождения иконы открылся целебный источник (вместо разрушенной часовни, в 1997 г. над ним выстроен новый). С 1850 г. икону ежегодно переносили в Успенский собор Полтавы на время с 30 июня по 30 сентября. В 1930-е годы. храм в Горбановке был снесен, и икону спрятали благочестивые прихожане. С 1949 г. она находилась в Преображенском храме Полтавы, в 1962 г. была перенесена в Свято-Макариевское. Празднование в честь иконы проходит 13 июля и 12 октября.

Владимирская-Скитская икона Божией Матери

Еще одна невероятная икона храма – Владимирско-Скитская икона Божией Матери найдена, по преданию, также возле Полтавы. Первое упоминание о ней встречается в описании Вознесенского монастыря. Ранее он был в урочище Мазуровка (с 1676), а в 1721 г. был перенесен на место, купленное полковником Иваном Черняком. После он стал называться Вознесенским Пушкаревским. При его упразднении в 1786 г. монахини перешли в Велико-Будищенский монастырь и взяли икону с собой. Книга, куда записывали чудеса, которые совершала эта икона, сгорела в пожаре 1848 г. После смерти последнего из хранителей, по его завещанию, икона была передана Свято-Макаревскому храму. Празднование в ее честь совершается в дни Владимирского образа Божией Матери.

Latest Posts

.