Суббота, 27 апреля, 2024

“Полтавский Биг-Бен”, или каланча с капризным характером

Именно так можно сказать о самой известной пожарной башне Полтавы. Она имеет интересную историю и “любит”, чтобы о ней беспокоились. Далее на poltava-future.

Откуда слово «каланча» и что оно значит?

«Академический толковый словарь украинского языка» объясняет, что каланча – это наблюдательная башня на здании пожарной команды. Всезнающая “Википедия” говорит, что каланча – это наблюдательная башня при пожарной или полицейской части, такие объекты когда-то называли дозорными или оборонительными башнями. Слово могло попасть в украинский язык с турецкого или крымскотатарского, поэтому понятно, что славяне именовали каланчами сначала именно турецкие оборонительные башни.

Украинцы, как и большинство народов мира, издавна считали пожары одними из самых страшных бед. Историки отмечают, что в XIX веке на наших территориях было немало деревянных городских построек. Если в населенном пункте случался пожар, он с большой вероятностью мог быстро расширяться, перебрасываясь на соседние постройки. Чтобы противостоять масштабным бедствиям, в этот период начали возводить многочисленные противопожарные объекты с башнями-каланчами, которые обычно имели несколько этажей, при них действовали и пожарные части. Бдительные часовые оперативно передавали сигналы об опасности. Кроме наблюдательной функции, каланчи имели еще сигнальную. К примеру, часовые сигнализировали о масштабе и месте пожара с помощью определенного количества фонарей и их расположения.

У полтавчан при слове «каланча» всегда возникает одинаковая ассоциация, связанная с сооружением одной из местных пожарных частей. Ее каланча построена в 1957 году. Башню называют визитной карточкой Полтавы и нередко «полтавским Биг-Беном», ведь здесь установлены главные часы областного центра.

Построена с нуля и с пятой попытки

Многие полтавчане прекрасно знают, что главным архитектором их города был Лев Вайнгорт. Он занял эту должность с 1939 года более чем на 30 лет. Одной из основных задач этого человека было контролировать стратегию восстановления города в послевоенные времена, прежде всего опираясь на принцип ансамблевости.

Подходящее здание для расположения пожарного учреждения в городе подыскивали еще с 1946 года. Но задачу усложняли требования к таким сооружениям. Как один из первых вариантов рассмотрели здание на пересечении улиц Небесной Сотни и Гоголя, где по тем временам действовала столовая, а ныне – известный ресторан. Но помешали то ли немалые средства, которые необходимо было задействовать на реконструкцию, то ли узкая для быстрого маневрирования пожарных машин проезжая часть вокруг, да еще и те обстоятельства, что центр города по тенденциям того времени был неподходящим местом для дислокации каланчи… Как альтернативу для перестройки под пожарную часть рассмотрели другие объекты. Но, наконец, оказалось, что легче строить, чем перестраивать. Об этом говорило и решение самого Льва Вайнгорта. Чтобы воплотить замысел, выбрали участок, где и нынче наблюдаем каланчу. В то время это место считалось окраиной Полтавы, да еще и существенно пострадало во время войны. Потому и решили, что новостройке здесь самое место. Соответствующую задачу, как главный архитектор проекта, получил тоже хорошо известный полтавчанам специалист-практик Александр Шумилин.

Как ни пытался, архитектор не смог «обмануть» классицизм

Проектируя каланчу, А.Шумилин решил обойти стиль классицизма, но не удалось. Тогда он скомпоновал несколько направлений, включая и это, которое требовалось «сверху», но тоже не утвердили. Шумилин хотел воплощения немалых объемов сооружения, динамики и минимум декора, его произведение должно было напоминать крепость. Но Лев Вайнгорт толерантно идею отверг, в частности, мотивируя, что она – вне архитектурного контекста Полтавы и что ей все-таки не хватает  классицизма. Говорят, Шумилин делал проект за проектом до 1954 года, но минимум 4 представленных варианта Вайнгорт отклонил. Да и специалисты из минкульта и минстроя не прониклись идеей Шумилина. После последнего проигрышного предложения коллеги, Вайнгорт сам в официальном сообщении представил ему подробные правки и добавил к ним эскиз будущей башни на въезде в историческую Полтаву. Впоследствии эскиз и рекомендации были воплощены в проект, а он – в жизнь.

Также есть данные, что в 1955 году вышел приказ об устранении архитектурных изысков и проект еще больше упростили. В частности, тогда не построили фонарь на башне-каланче (по авторскому проекту он появился аж в 1999 г. к юбилею города). Как и хотелось Вайнгорту, сооружение не конфликтует с основными “чертами лица” Полтавы. Однако специалистам сложно не заметить в нем признаков модернизма и новаторства, поэтому безупречно в архитектурную картину города каланча тоже не вписалась. Как и некоторые другие близлежащие постройки. А шатер, обустроенный на башне 2010-го, специалисты вообще называют архитектурным недоразумением…

Часы, которые время от времени “отдыхают”

Полтавская каланча пережила в своей истории немало ремонтов. В частности, в новейшие времена. Так после реконструкции, которую объект ждал около семи лет, в 2013 году торжественно, перерезав синюю ленту, открывали обновленную каланчу городской голова Александр Мамай и Роман Кириленко – тогдашний руководитель управления ГСЧСУ в области. Глава города (в последнее время попадающий не только в скандал за скандалом, но и на скамью подсудимых) тогда ностальгически вспоминал, как под бой курантов каланчи проходило его детство, а еще назвал это место визитной карточкой Полтавы, добавив в список Белую беседку и Музей истории Полтавской битвы, которые тем или иным образом вызывают у полтавчан ассоциации с российским царем Петром I… На открытии тогда отметили, что ремонт фасада, замена крыши, часового механизма и другие работы по обновлению объекта прошли за счет средств городской казны в рамках соответствующей программы. Областные СМИ писали, что за ремонт здания пожарного депо вместе с часовой башней, завершение которого приурочили ко Дню города, городской совет заплатил более миллиона гривен. И что отдельно за 90 тысяч гривен были заказаны часы у луганских мастеров, которые имеют функцию каждые 5 минут с помощью спутникового модуля сверять точное время и автоматически вносит коррективы в работу.

Но как бы то ни было, поломки главных городских часов полтавчане замечали не раз. К примеру, весной 2020 года у них облезла часть римских букв на циферблате, сделанных из пленки. В январе 2021 года спасатели вынуждены были снять на ремонт механизм. В июне этого же года наконец-то обновили дизайн известных часов. В частности, изменили цифры на циферблате на более четкие (чтобы их можно было увидеть еще с большего расстояния), а пленку – на автомобильную (более устойчивую к солнечным лучам и погодным воздействиям), которая по словам производителя должна прослужить не менее семи лет. Работы тогда обошлись в 17 тысяч 800 гривен. И уже осенью 2021 года через технические неисправности спасателям приходилось каждый день запускать часовой механизм вручную. Они отмечали, что не имеют средств на устранение поломок и ждут поддержки громады. А в главном управлении данной службы в регионе не раз сообщали, что все вопросы по поводу того, что часы периодически «отдыхают», нужно задавать фирме, отвечающей за их обслуживание.

Хотя техобслуживание часов нужно проводить раз в три года, но время от времени они сами намекают «полечить» их раньше. Горожане сознаются, что это сооружение теперь редко служит для них ориентиром времени, потому что давно привыкли с этой целью заглядывать в гаджеты, но они не представляют без него родной Полтавы.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.