Воскресенье, 21 июля, 2024

Суровая архитектура города заводов: какой он промышленный Кременчуг

Кременчуг, важный промышленный город в центральной Украине, стоит на берегу реки Днепр. Вместе со Светловодском и Горишними Плавнями образует важный городской агломерационный и транспортный узел. Подавляющее большинство его архитектурных решений связано с промышленным удобством, однако хоть и город и не считается туристическим, он имеет свой неповторимый шарм. Далее на poltava-future.

Чем известен Кременчуг

Основание Кременчуга относят к 1571 году. Название города объясняется происхождением слова «кремень», поскольку город расположен на гигантской кремневой плите. Альтернативное объяснение говорит, что «Кременчуг» – это турецкая «небольшая крепость».

Кременчуг долгое время являлся важной остановкой на торговом пути между Москвой и Черным морем. Полученное богатство укрепило власть и влияние города. Когда в 1869 году открылся Крюковский вагоностроительный завод, один из старейших ремонтно-строительных заводов железных дорог в Восточной Европе, город стал жить преимущественно промышленностью.

Несмотря на то, что Кременчуг меньше некоторых областных центров и городов областного значения, он имеет значение большого индустриального центра в Украине и Восточной Европе как база завода грузовых автомобилей КрАЗ, Кременчугского нефтеперерабатывающего завода «Укртатнафты», Крюковского вагоностроительного завода и Кременчугская ГЭС. Крюковский вагоностроительный завод – один из старейших в Восточной Европе железнодорожно-вагоностроительных и ремонтно-железнодорожных заводов, основанный в 1869 году.

Кременчуг – центр исторических событий

В 1625 году на Куруковом озере в Кременчуге был подписан Куруковский договор между казаками и поляками. Со времен образования казацкой Гетманщины город входил в Чигиринский полк. После польско-московской войны 1654-1667 гг. и Андрусовского соглашения город был закреплен за Московским царством и вошел в состав Миргородского полка левобережной казацкой Гетманщины. Город играл ключевую роль в колонизационной политике Москвы в Украине и ее стремлении к побережью Черного моря. Являлось региональным административным центром Новороссийской губернии и Екатеринославского наместничества.

Во время Второй мировой войны (1939–1945) Кременчуг сильно пострадал от нацистской оккупации. Он находился под оккупацией с 15 сентября 1941 г. по 29 сентября 1943 г. За годы войны было разрушено более 90% построек города. 29 сентября в день освобождения города от нацистов в 1943 году в Кременчуге отмечают День города. Несмотря на значительное послевоенное восстановление и улучшенную экономику, у Кременчуга не хватает значительной части архитектурного шарма и выразительного украинского характера его города-побратима, областной столицы Полтавы.

Промышленный моногород

Днепр в Кременчуге не выглядит таким бескрайним и похожим на море, как в Черкассах, но похоже на киевское море. Так, промышленные и природные ландшафты достаточно гармоничны, с тихими островками и проливами, вдалеке напоминающими бескрайнее морское кружево, с одной стороны, и портовыми кранами и железнодорожными узлами – с другой.

Промышленное наследие Кременчуга поражает, хотя до настоящего времени значительно обмелело. Он был одним из немногих моногородов — советских городов, в экономике и во всей жизни которых доминировал один промышленный завод, где главный завод не развалился быстро после распада СССР и не унес с собой жизни города. Его промышленность сегодня несколько сбавила обороты, но местные заводы в основном все еще работают. Один – КрАЗ, крупный производитель грузовиков и спецтехники. Еще один – Крюковский вагоностроительный завод. Несколько лет назад предприятие изготовило новые вагоны метро для Киева, но не смогло выиграть тендер на изготовление новых скоростных поездов для «Укрзализныци» к Евро-2012. Субподрядчиком правительство выбрало Hyundai. Впоследствии корейские поезда остановились на полпути, когда зимой наступили зимние морозы.

Архитектурные особенности Кременчуга

Рельсы, ограждения, трубы и краны (намного менее навязчивы, чем в крупных промышленных городах) – не единственные символы индустриального Кременчуга. Некоторые его районы все еще имеют специфическую атмосферу и вид улиц. Один – Крюков, небольшой район на правом берегу, в свое время не входивший в состав города. Именно здесь в 1625 году после длительной борьбы было подписано одно из первых украинско-польских мирных соглашений. Здесь жители часто ходят в спецодежде, а экстерьер лавок и кафе приобретает серые оттенки.

Все это может создать впечатление, что в архитектурном плане Кременчуга нет ничего кроме кранов и железнодорожных поездов. К счастью, это не так, хотя нужно немного постараться, чтобы обрести красоту среди таких индустриальных серых мест. Все скрылось за седыми хрущевками скрылись – советскими жилыми домами с небольшими квартирами, массово строившимися в 1950-1960-х годах по приказу Никиты Хрущева, откуда и название. За ними виднеется синагога в мавританском стиле. Это улица Квартальная или Окружная, одна из старейших улиц города, заложенная еще в 1774 году. Когда-то в Кременчуге была самая большая еврейская община, которая сейчас очень обмелела.

В отличие от остальной Полтавщины, где говорят на украинском, этот город напоминает восточный шахтный город, поэтому здесь преобладает русский. На улице Гоголя находится здание, которое выглядит несколько барочно. Она была построена в XVIII веке для наблюдения за движением судов на Днепре.

Даже промышленный район Крюков предлагает несколько удивительно красивых зданий. Один – дом купца и мецената Григория Чуркина в 1902 году постройки. На территории заброшенной военной базы у железной дороги сохранилось несколько классицистических построек, но рассматривать их придется издалека, поскольку на территорию вас не пустят. Здесь есть яркие примеры оригинальной раннесоветской архитектуры, например Дворцом культуры имени Котлова. Построенный в 1927 году, он объединяет детали позднего соцреализма с элементами украинского модерна и барокко, даже с намеками на конструктивизм.

Что стоит посетить в Кременчуге

В Кременчуге не так много исторических памятников. Хотя город и населяет около 200 тыс. человек. Рестораны, кафе, пабы, кальянные прямо за каждым углом. Однако есть несколько мест, которые привлекают своими архитектурными решениями и природными пейзажами.

Одно из самых популярных мест среди жителей – кременчугская набережная. По праздникам на парапете не найдешь места, где присесть. С набережной открывается захватывающая панорама Днепра и близлежащих островов. Самый романтичный остров, застывший среди водной глади, носит изящное название «Фантазия». В советские времена на нем были пляжи, но сейчас он всегда безлюден.

Взглянуть на Днепр с высоты поможет аттракцион в Приднепровском парке – колесо обзора. Парк расположен вдоль набережной.

«Плывущая щука из Кременчуга» – название песни из сборника Тараса Шевченко кременчуги решили увековечить в бронзе. Так и появился на набережной памятник щуке. Теперь все хотят подержать в руках, хотя бы на фото. А молодожены кладут ей пальцы прямо в рот: считается, что тогда их брак будет счастлив.

Кременчугская площадь недавно была «одета» в вышиванку. Дело в том, что когда-то в центре главной площади города стоял памятник Ленину. Памятник снесли, но гранитный постамент не сдался. Так постамент был снят, а площадь украсили украинским орнаментом.

Не удивляйтесь, когда увидите в парке Мира настоящий танк и истребитель. Вы в музее военной техники под открытым небом. Среди экспонатов – знаменитая «Катюша», артиллерийские орудия, истребитель МиГ-31. А внутри парка можно увидеть гонг мира, подаренный городу индонезийскими партнерами в знак дружбы.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.