Вторник, 22 октября, 2024

«Воскрешение» шаманки и беседы с Короленко: IT-технологии в полтавских музеях

«Будущее уже наступило!» — такую фразу порой произносят наши современники, глядя на достижения в области IT-технологий. То, что раньше казалось фантастическим и невероятным, стало реальностью. Но еще более удивительно, что высокотехнологические процессы способны не только приблизить будущее, но и вернуть человека в прошлое! Можно воссоздать исторические события, «оживить» людей и артефакты. Далее на poltava-future.

Фото с сайта habr.com

Как у бабы голова «выросла»

В 2021 году компания «Vodafone Украина» и Полтавский краеведческий музей подписали меморандум о сотрудничестве. Было решено создавать smart-выставки с помощью IT-технологий. Ведь благодаря видеоэффектам и виртуальному пространству можно усовершенствовать экспозиции – они становились более впечатляющими и информативными.

Первым экспонатом, который попал в виртуальное пространство, стала так называемая половецкая каменная баба. Это скульптура, сделанная, вероятно, в начале второго тысячелетия, была привезена в Полтаву и установлена во дворе музея. Половцы – тюркские кочевые племена – считали такие изваяния священными, ибо они олицетворяли умерших предков.

Мастера делали и мужские, и женские фигуры из серого песчаника. Впрочем, в конце XIX века отношение к каменным истуканам было неуважительное: некоторые люди того времени не осознавали ни научную, ни культурную ценность этих артефактов. Например, использовали их как опору в хозяйственных помещениях, или как строительный материал – нещадно разбивали фигуры и собирали обломки.

Фото с сайта zmist.pl.ua

Вот и каменная баба, попавшая в коллекцию Полтавского краеведческого музея, была без головы. И чтобы реконструировать древнюю статую, воспользовались не услугами ваятелей, а IT-технологией. Но как такое возможно?

Эту статую, еще до повреждения, успел нарисовать Тарас Шевченко, который, как известно, интересовался историческим наследием Украины. Именно по эскизу художника каменная баба была восстановлена в цифровом формате. Посетители музея во время экскурсии скачивали специальное приложение и наведя смартфон на скульптуру, видели ее первозданный облик. Вдобавок появлялась виртуальная табличка с информацией об этом экспонате.

Фото с сайта zmist.pl.ua

Красавица с бубном

В 2007 году на территории Полтавской области археологи обнаружили в кургане артефакты бронзового периода (III-II тысячелетие до нашей эры). Здесь нашли предметы для религиозных обрядов: выпуклый горшок, сосуд из белой глины, бронзовое шильце, кремневый скребок, костяные бусины и подвески.

Вдобавок в кургане лежали останки четырех людей, которые были похоронены в катакомбных камерах – согласно традиции того времени. Ученые сделали вывод, что это пожилая женщина, воин, некий высокий мужчина, которого условно называли «великаном», а также служительница культа – шаманка.

Фото с сайта poltava.to

А спустя несколько лет специалисты организации «Центр охраны и исследований памятников археологии» в рамках проекта «ViRтуальность забытых предков: иммерсивный мир шаманского захоронения бронзового века» создали цифровые реконструкции древних людей. Если бы не современные технологии, археологические находки остались бы в виде скелетных костей. Но жителей далекой эпохи визуализировали в 3D-формате.

Шаманку можно было увидеть не только лежащей в могиле, но и стоящей в полный рост, с бубном в руках и с ритуальным макияжем на глазах и лбу. Это привлекательная женщина в возрасте приблизительно 25 лет, с развитой фигурой и властным энергичным лицом. Казалось, она воскресла, будет танцевать и вызывать дождь. Кроме того, программисты и IT-дизайнеры, организовали виртуальную экскурсию: не выходя из дома, можно очутиться в жуткой атмосфере настоящего кургана и внимательно рассмотреть комнаты, вещи и древних людей.

А в 2020 году сотрудники «Цента охраны и исследований памятников археологии» создали проект «Виртуальные путешествия к достопримечательностям Полтавщины». Команда разработала уникальную онлайн-платформу с интерактивной картой археологических памятников, а также 36 сферических панорам и несколько 3D-визуализаций городищ.

Фото с сайта shamankaar.codpa.org.ua

Путь самурая и загадки фараона

В 2021 году руководители Полтавского краеведческого музея приобрели VR-очки «Oculus Quest 2» – приборы для визуального проникновения в виртуальную реальность. Благодаря этому гаджету произошло осовременивание и усиление экспозиционного показа, повысилась любопытство аудитории и появилась возможность интересно раскрыть научную ценность экспонатов.

Для VR-очков разработали приложение, позволяющее создать виртуальную действительность для двух музейных демонстрационных витрин: «Дальний Восток» и «Древний Египет». Посетитель, надев очки, «перемещался» в определённую историческую эпоху. Благодаря графическому интерфейсу и спецэффектам быстро формировались 3D-изображения экспонатов, то есть те предметы, которые были обычны в мире исчезнувших цивилизаций. Эти вещи предлагалось «использовать» в соответствии со сценарием интерактивной игры. Например, можно «зайти» в гробницу древнего египтянина и выполнить задачу: расставить предметы на свои места, разгадать тайны фараона и найти выход из лабиринта.

Возле экспозиции «Дальний Восток» гость знакомился с японским фехтованием кендо и пытался овладеть некоторыми приемами из арсенала этого боевого искусства. Вдобавок экскурсант мог перевоплотиться в бесстрашного самурая и совершить прогулку по мрачным улицам городов средневековой Японии.

Энергия пейзажа в шедеврах живописи

Краеведческий музей – не единственное научно-культурное учреждение в Полтаве, которое осуществляет исследовательскую и просветительскую деятельность с помощью цифровых инноваций. В 2018 году в Полтавском художественном музее имени Николая Ярошенко, где хранятся шедевры украинской и европейской живописи, появилась технология дополненной реальности.

Мультимедийный эффект, создаваемый возле картины, позволил увидеть изображенный художником сюжет в другом ракурсе. На этот раз «оживали» не умершие люди, но персонажи и пейзажи. Будто эмоции, заложенные в рисунок, обретали энергию и передавались зрителю.

Для того чтобы воспользоваться приложением, нужно было установить его на собственный гаджет – просканировав QR-код на входе в музей. С помощью планшета или смартфона человек приближался к нарисованному миру. Более того, становился не только наблюдателем или участником колоритных сцен на полотне, но и отчасти соавтором. Разработчики электронной программы создали виртуального гида, который рассказывал о картине и изменял рисунок с помощью анимации.

Фото с сайта np.pl.ua

«Гости из будущего» в усадьбе писателя

Осенью 2021 года показали дополненную реальность в литературно-мемориальном музее Владимира Короленко – выдающегося писателя, журналиста и правозащитника. В доме, где в 1940 году обустроили экспозиции, посвященные писателю, Короленко прожил 18 лет. Кроме бытовой обстановки, здесь выставили на показ семейные фото, рукописи, личные вещи, письма, книги. А в XXI веке благодаря IT-технологий в старинной усадьбе вновь поселились бывшие жители.

Анимационные 3D-фигуры появились в трех комнатах-локациях. Если сфокусировать видеокамеру смартфона на определенной точке, можно было увидеть, как в гостиной сидят члены семьи Короленко и услышать, как они дискутируют на общественно-политические темы, беседуют о революции и гражданской войне. В столовой – горничная приносит посуду и сервирует стол, раздраженно прогоняет надоедливую муху. А в рабочем кабинете сидел сам легендарный хозяин исторической обители. Нет, Владимир Короленко в этот момент не сочинял повесть, а ремонтировал обувь – было у него такое хобби, что называется, для души. Во время этого нехитрого занятия он с удовольствием общался с «гостями из будущего» пришедших к нему через смартфон.

Как отмечают эксперты, IT-технологии выводят зрителя за рамки музейного пространства, создают удивительную коммуникационную среду, где «встречаются» люди разных времен. И человек лучше ощущает ушедшую эпоху и понимает далеких предков.

Фото с сайта facebook.com

    Latest Posts

    .,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.