Современный элеватор – это не только помещение для хранения зерна, но и комплекс сооружений, оснащенных сложным оборудованием для погрузки, перемещения, сушки и учета продукции. Почти все процессы на многих элеваторах происходят с помощью компьютеризации и IT-технологий в автоматическом режиме. Таким образом достигают максимальной производительности и минимизируют риски. Далее на poltava-future.
Строгая очередность задач
Хлёбоприёмный пункт в городе Миргород Полтавской области, он же Миргородский элеватор, был построен в 1977 году. Емкости, сделанные из железобетона, были спроектированы для хранения более 134 тысяч тонн зерна. В 1996 году элеватор стал частью агрохолдинга «Кернел» – известного и мощного производителя подсолнечного масла и зерновых культур.
Со временем провели модернизацию. Установили новые компьютеры, сформировали IT-инфраструктуру и коммуникационную сеть, связанную с интернетом. А также разработали новые системы учета и управления элеватором, виртуализировали и во много раз ускорили документооборот: внедрили систему электронных товарно-транспортных накладных.
Сотрудники – операторы весов, регистраторы, пробоотборщики, лаборанты – привыкали работать с инновационными технологиями и четко понимали принцип действия IT-процессов. Например, они стали выполнять свои функции с помощью задач, которые отображаются на экране компьютера. При этом нельзя нарушать последовательность этапов производственного процесса. К решению одной задачи невозможно приступить, если не выполнена предыдущая. Например, пока в лаборатории не сделают анализа качества привозимого зерна и не дадут разрешение на выгрузку, оператор весов не сможет определить массу продукции – измерительная функция будет недоступна и задача не отобразиться на мониторе.
Чужие здесь не ездят
Была создана система необычных пропусков. Что это такое? Инновационная идентификация автомобилей, которые участвовали в транспортировке продукции. Перед тем, как пропустить грузовую машину на территорию элеватора, на ней закрепляли специальную метку — наклейку, внутри которой вмонтирован электронный чип. Каждый значок уникален, как отпечаток пальца. И благодаря такой технологии можно легко и безошибочно определить транспортное средство.
Конечно, на элеваторе раньше использовались и другие, более простые средства распознавания автомобилей. Например, работала система, которая считывала номера машины. Но такое устройство можно обмануть, если попросту поменять табличку с номерными знаками автомобиля. А вот наклейку с чипом незаметно нельзя заменить, потому что метка разрушается во время отклеивания.
При въезде автомобиля регистратор передавал данные с этой наклейки в компьютерную программу и происходила активация чипа. После этого можно было принять товарно-транспортные накладные и начать приемку или отгрузку продукции. Далее метка с чипом становилась не только пропуском, но и контролером, и помощником во время выполнения других процессов с участием автомобиля. Система учета определяла, где находится зерновоз и какие действия нужно совершить.
Вдобавок появилось взаимодействие с внутренними светофорами и камерами видеонаблюдения. Логистические потоки регулировались светофорами, которые также интегрировали в новую систему учета. В одних случаях светофоры срабатывали после выполнения задачи, в других — автоматически, например, после съезда автомобиля с весов.
Контрольный периметр
На территории Миргородского элеватора установили так называемый «контрольный периметр». Суть этой технологической инновации в том, что въехать на производственный участок или покинуть его можно только через весовую платформу. Если информация с весового процессора передается в центральную систему беспрерывно, то можно контролировать движение всего транспорта.
При изготовлении весовых платформ Миргородского элеватора использовалась интересная технология «IoT». Комплекс взаимосвязанных вычислительных устройств, либо других технических объектов, которые могут обмениваться информацией без вмешательства человека – как это происходит в «умном доме».
При изменении веса на каждой платформе происходит обработка и сопоставление данных. Кроме того, фиксируются нарушения, например, проезд автомобиля с неактивной меткой или неправильность производственного процесса. Если нарушения нет, оператор весов получает разрешение взвесить продукцию. Кстати сказать, взвешивание можно делать удаленно с помощью компьютерной программы и интернета, даже не обязательно быть на территории элеватора.
Показания измерительных приборов фиксируются в торгово-транспортных накладных. После этого автомобиль направляется на выгрузку или выезжает за ворота. Изменить данные взвешивания оператор не может. Раньше надо было заполнять накладные вручную, потом доступ для такого редактирования исчез.
Беспристрастный анализ
На элеваторе обязателен анализ продукции, попросту говоря, здесь берут пробы зерна. И эту операцию тоже компьютеризировали. Когда машина идентифицирована и «одобрена», пробоотборщик тоже получает задание – взять немного зерна для исследования. При этом сотруднику вовсе не надо знать, из какого автомобиля материал попадает в лабораторию. Все это уже зафиксировано в электронной памяти.
Задача человека – взять пробу и передать ее со штрих-кодом, сгенерированным системой. После этой манипуляции задача по проведению анализа отобразится уже у лаборанта. Он получит доступ к ней с помощью считывания упомянутого штрих-кода пробы.
До того как на элеваторе появились IT-технологии, водители шли в лабораторию с накладной в руках, чтобы там поставили штамп, подтверждающий качество. Однако был риск, что водитель может сговориться с контролером. И посторонним запретили входить в кабинет, когда проводилось исследование зерна. Ведь специалист не должен знать, с продукцией какого поставщика он работает – таким образом обеспечивается беспристрастность анализа.
Общение между водителем и лаборантом на Миргородском элеваторе стало осуществляться с помощью IT-технологий – водитель получал сообщения о результатах в интернет-мессенджеры.
Когнитивные способности системы
Впоследствии IT-система компании «Кернел» объединила 37 элеваторов. Информация с этих предприятий приходила в единую базу онлайн. Руководители производства смогли увидеть рост доходности каждого элеватора от предоставляемых услуг — сушки, очистки, хранения. Вдобавок компьютеризация и коммуникационные сети дали возможность эффективно управлять предприятиями и своевременно обнаруживать все проблемы.
Например, визуализировали процесс движения зерна с помощью инструмента «Power BI». В режиме «прямого эфира» специалисты наблюдали, как зерно доставлялось с полей на элеваторы или отгружалось в вагоны. Появилась возможность быстро корректировать работу, скажем, ускорять или замедлять завоз зерна на элеватор. Искусственный интеллект не принимал решения вместо людей, но IT-система помогала сделать правильный выбор.
Кстати сказать, электронная система оказалась способна к самообучению. Она составляла алгоритм «поведения» каждого автомобиля, который приезжал на элеватор. И если, к примеру, после выгрузки оставалось немного зерна в кузове, — программа определяла это как «некорректное поведение» и давала команду проверить машину.
Модернизация Миргородского элеватора — весьма успешный IT-проект в аграрной сфере. Эксперты отмечают, что это своеобразная мотивационная миссия. Ведь если на всех украинских элеваторах оптимизировать процессы с помощью IT-технологий, делиться инновациями и идеями, тогда элеваторный бизнес станет более прозрачным и управляемым.
Источники:
- https://elevatorist.com/blog/read/314-umnyiy-elevator-kernel
- https://siydobro.com/ru/bloh-nashey-kompanyy-polezn-e-staty/levator-zernovoy-pod-kliuch/
- https://cfts.org.ua/articles/tsifrovoy_put_zerna_kak_kernel_sozdaet_trendy_v_agrologistike_1609
- https://agrotimes.ua/elevator/kernel-pryyednaye-usi-zavody-ta-elevatory-do-systemy-ettn/
- https://www.kernel.ua/ua/about/