Четверг, 11 августа, 2022

Тысячелетняя история деревянных церквей в Полтавской области

Некоторые считают, что Украина родилась в 1991 году, когда получила свою независимость. А мы считаем, что наше государство родилось вместе с первой деревянной церковью. Ведь начало строительства церквей свидетельствует о развитии и культурном уровне наших предков. В Украине деревянные церкви невероятной архитектуры начали появляться уже в Х веке. С годами их вид и композиционное решение развивались и достигли своего расцвета, подарив Украине деревянные церкви, удивляющие весь мир. Более подробно о памятниках деревянного зодчества в регионе в нашем материале на сайте poltava-future.

Что характерно для деревянной архитектуры

 Деревянная монументальная архитектура Полтавщины – составная часть народной архитектуры. Приобрела наибольший художественный расцвет в культовых сооружениях. Первые письменные сведения о деревянных безалтарных церквях или часовнях на территории Украины датируются Х веком.

Они имели много общего с однораздельным срубным домом: их основу составлял квадратный сруб с палаточным перекрытием. А три сруба, поставленные в ряд по продольной оси с востока на запад, образовывали типичную трезубную церковь. В ней были притвор, центр и алтарь, а средний сруб был больше и выше боковых. Деревянные церкви Х века были одно-, реже двухэтажными.

При достройке южных и северных срубов образовывался тип пятисрубной церкви с одним или пятью верхами. Боковые участки соединяться с центром с помощью арок-прорезей в общих стенах, выполнявшихся почти на всю высоту стен, образуя единое пространство храма. Все размеры срубов стен, заломов, восьмериков, фонариков определялись системой пропорций, исходящей из размеров плана, прежде всего центрального участка.

Черты деревянной архитектуры XVI-XVII веков

А во второй половине XVI — XVII века на Полтавщине распространение получили трезубные трехэтажные церкви. Примерами могут служить церковь Рождества Богородицы в Вороньках и Николаевская в Веремеевке. Были и пятисрубные пятиэтажные, например, Покровская церковь в Беликах.

В Веремеевке находилась церковь под названием «Ныкильская» (Николаевская). Состояла она из восьмигранного центра и шестигранного Алтаря и притвора. С востока и запада срубы стены стройны, высоки, грани явно наклонены внутрь.

Срубы покрыты стегаными крышами, при алтаре крыша выше, у в притворе ниже и круче. Завершаются срубы маленькими световыми восьмериками-фонарями. Корпус срубов стен состоит из стройных граневых призм спокойных, не напряженных пропорций. Зрительно высота центрального верха такая же, как высота срубов стен. А верхи образуют гармонично композицию. Полурозеточной формы окна и крыльца с фронтонами появились, скорее всего, несколько позже, во время реставрации.

Первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В городке Билики Полтавского полка построена первая на Полтавщине церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первые упоминания о ней датируются концом XVIII столетия. Построена на средства местных сотников. В конце XVIII века меценаты предоставили средства на пристройку деревянной колокольни, тогда же второй ярус был сделан восьмигранным, ему предоставлено шатровое завершение с декоративным фонарем-маковкой шлемовидного вида с крестом. Колокольня была выкрашена в белый цвет. В середине XIX века церковь была капитально отремонтирована, к ней пристроили притворы с четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. На лестнице установлено несколько крылец. А в конце того же века кровля на колокольне была заменена металлической и перекрашена в зеленый цвет. В 1989 году церковь поставили на каменный цоколь, а территорию огородили деревянным забором. Покровская церковь была закрыта в начале 1930 года, после чего была разобрана.

Как выглядели деревянные церкви в XVIII веке

Ведущей формой архитектурных композиций церквей был преимущественно восьмиугольный сруб с восьмиугольным палаточным перекрытием. В трехсрубных строениях средний сруб всегда имел восьмиугольную форму, алтарь чаще всего делался шестиугольным, а притвор — восьмиугольным или прямоугольным. Такие многогранные срубы отличались большей пластичностью объемов и богатством светотеневых эффектов.

Тогда храм не имел главного и второстепенных фасадов. Со всех сторон фасады были разными по решению, богатые и пышные. Центральная баня обычно была выше боковых, это образовывали выразительную вертикально-центрическую пирамидальную композицию. Эти стилистические и конструктивные черты распространились на Полтавщину из Приднепровья, Киевщины и Черниговщины.

Давление церковной власти и деревянная архитектура

В конце XVIII века процесс органического развития народной деревянной монументальной архитектуры испытал усиленное давление со стороны духовных и гражданских властей. Мол, эти деревянные храмы не отвечают церковным канонам. Так в начале XIX века строительство традиционных деревянных церквей было запрещено, но продолжалось до 40-х годов XIX века.

Во 2 половине XIX века — начале ХХ века распространение получили церкви в так называемом «епархиальном стиле», которые строились с использованием типовых проектов. В композиции объемов важную роль получили колокольни, которые начали возводить не обособленно, а в одной связи с церковью с восточной стороны, устраивая на первом ярусе главный вход.

По описаниям в 1885 году в Полтавской губернии насчитывалось 110 деревянных церквей. Самые древние были из них в селе Заичинцы – 1681 год, Макеевке – 1699 год, Посох – 1706 год, Тарандинцах – 1708 год, Нехристовцы – 1709 год, Гавронцах – 1710 год и Николаевская церковь в городе Сорочинцах-17.

Церкви в украинских исследованиях

Деревянная архитектура Полтавщины привлекла внимание исследователей в 80-х годах XIX века. Статью о старинных церквях написали художник Порфирий Мартынович и писатель Василий Горленко в журнале «Полтавские епархиальные ведомости» в 1888 году.

В начале XX века начинается углубленное исследование края. М. Макаренко представляет статью о церкви в Пустовойтове в издании «Искусство и художественная промышленность», о Покровской церкви в Ромнах в «Зодчем».

Орест Левицкий опубликовал отчет об осмотренных им церквах Полтавы, Багачки и Шишаков в книге «Чтения в историческом обществе Нестора Летописца».

Со статьей-докладом выступил А. Филянский. На XIII археологическом съезде 1905 г. сделал доклад Г. Павлуцкий. Большие фотоматериалы для Киевского, Полтавского и Днепропетровского музея собрали К. Мощенко, Д. Щербаковский и Д. Яворницкий.

В последующий период деревянную монументальную архитектуру Полтавщины исследовали Г. Логвин, В. Самойлович, В. Чепелик, П. Юрченко и другие.

Описание церкви Рождества Богородицы в Лохвице и Введенской церкви в Артемовске, Покровской церкви Зенькове содержатся в труде С. Таранущенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 год.

Введенская церковь

Введенская церковь в селе городского типа Артемовцы Чутовского района построена в 1761 году. Центральный участок в плане церкви образовывал квадрат с отсеченными углами. К ней примыкали меньшие граненые срубы рукавов и алтаря, по обеим сторонам были небольшие помещения ризницы и пономари. Увенчалась пятью многозаломными куполами. В начале XIX века с запада пристроен четырехколонный портик и крыльца к входам. С западной стороны была многоярусная колокольня типа восьмерик. В настоящее время церковь разобрана.

Latest Posts