Полтава имеет многовековую историю, на ее долю выпадали войны, катаклизмы, перестройки. Но каждая культурная эпоха, которую переживала Полтава, имела свои художественные и архитектурные явления, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Утраченные здания и достопримечательности открывают взгляд на прошлое Полтавы, ее развитие и культурные месседжи. Подробней об этом в нашем материале на сайте poltava-future.
Воскресенская церковь
Церковь была построена в XVII веке. На плане Полтавской крепости 1722 она обозначена как Крещатая пятидельная одноэтажная деревянная церковь. Сейчас на этом месте плана построена Спасская церковь. В 1773 году на месте Воскресенской церкви из дерева была построена каменная, кубическая четырехстолбная пятибанная с закругленными внешними углами. По типу была похожа на Благовещенский собор в Нежине, но как образец архитектуры позднего барокко имела более расчлененный объем. Фасады церкви были равноценными, средние части каждого фасада в виде прямоугольного ризалита, в конце с округлым фронтоном с окном-розеткой в тимпане.
В церкви было 3 алтаря: в честь воскресения Христова, во имя Святого Сампсона Богомольца и в честь Василия Великого. Церковь возвышалась почти в центре города и имела выразительный силуэт, позволявший ей быть одной из главных духовных святынь Полтавы того времени.
В начале XIX века здесь была установлена медная гравированная доска из первого мемориала в честь Полтавской битвы. Тогда же была возведена и каменная колокольня, территория церкви обнесена оградой с коваными решетками.
В начале ХХ века церковь владела двумя сотнями квадратных саженей приусадебной территории и семью десятинами ружейной лесной. При церкви было почти по 2 сотни прихожан мужского и женского пола. Здесь была церковная библиотека.
В 1936 году была разрушена церковь и колокольня, а через 35 лет на ее месте по улице Октябрьской (ныне Соборности) был возведен корпус музыкального училища имени Лысенко.
Типографии Полтавы
В Полтавской области первая типография появилась в 1765 году в Кременчуге. В Полтаве 1807 открылась типография Полтавского губернского управления. Во второй половине XIX века в Полтавской типографии появляются первые украинские учебники для народных школ. Так в 1861 году была напечатана «Азбука по методу Золотова для Южно-русского края», за общественные средства издана «Азбука для Полтавской воскресной школы», «Краткая грамматика для школ».
Кроме казенной в XIX веке здесь действовала частная типография купца Н. Пигуренко.
Как свидетельствуют источники Полтавской казенной палаты, в 1897 году Полтавская губерния насчитывала 36 типографий, а в городе Полтава действовали типография купца И. Дохмана (1880 год), типография Д. Подземского (1891 год), типография Н. Старожицкого (1893).
В начале ХХ века на Полтавщине выходило более 60 газет, журналов и другой малой прессы: наклейки, афиши брошюры, справки и тому подобное.
Приблизительно четверть печатной продукции города составляли книги, в частности спросом пользовались статистические труды, которые печатал соответствующий комитет Полтавского земства. Это издание о народных промыслах, сельском хозяйстве, промышленности Полтавской губернии.
1906 года в Полтаве было основано профильное издательство «Украинский учитель», при содействии П. Мирного, Г. Шерстюка и М. Дмитриева. За первые 3 года деятельности оно издало 16 наименований книг разным тиражом. Широкую книгоиздательскую деятельность развернула полтавская ученая архивная комиссия, издававшая ежегодники, описания, отчеты, инструкции и т.д.
Член революционного движения М. Карпов в Полтаве создал нелегальную типографию, в которой в 1902 году в отдельной брошюре был напечатан проект первой программы РСДРП. В течение нескольких лет в месте печаталась агитационная литература, однако масштабной украинской книги на политическую тематику на Полтавщине так и не появились. Этому способствовали царские указы 1863 и 1876 годов о запрете печати украинской книги.
Типографии ХХ века
Начало ХХ века в книгопечатании было отмечено выпуском серии книг «для чтения в классе» с произведениями украинских писателей издавших Педагогического бюро Полтавского земства. Впоследствии изданием популярной литературы занялась Полтавская «Просвіта».
Всего в ХХ веке в Полтавской области действовало около 60 типографий. Они принадлежали мещанам, купцам, публичным деятелям, военным и политическим фигурам. При ведомственных центрах были созданы издательские центры после 1917 года. Полтавское государственное издательство выпускало социально-политическую, справочную, экономическую и художественную литературу. Действовали такие типографии на кооперативных началах.
Афанасий Мирный в Полтаве организовал детское издательство «Звезда». Крупнейшим издательством всей губернии стало «Большевик Полтавщины». А с 1932 года каждый район области имел свою типографию, все они были разрушены в годы Второй мировой войны. С окончанием военных действий некоторые были отстроены, но затем прекратили свою деятельность.
Книжное издательство Григория Маркевича
Частное книжное издательство, работавшее в 1905-1918 годах в Полтаве. Маркевич как украинский культурно-образовательный и общественный деятель, друг Панаса Мирного и Николая Лысенко развивал и поддержал литературную деятельность края. Писал стихи, статьи, был собирателем фольклора. Маркевич — первый издатель журнала «Родной край», в его типографии были выпущены книги: «Рідна мова» А. Базилевича, «Арифметика» А. Степовика, произведения Ивана Котляревского, Леси украинки, Панаса Мирного и т.д. Особое внимание здесь приобрели книги Тараса Шевченко. Сначала печатались как бабочные издания, отдельно вышли «Кавказ», «Большой погреб», «Назар Стодоля». Книжный магазин выпускал афиши к полтавским спектаклям, юбилейным вечерам, художественные открытки, посвященные гетманом украинским писателям, «Альбом памятников и пейзажей Полтавы» и т.д.
Полтавская капелла бандуристов — музыкальная история Полтавы
Капелла была основана в 1905 году, как ансамбль бандуристов, впоследствии превратившихся в студию, на базе которой возникла капелла. Организатором и художественным руководителем был полтавский музыкант Владимир Кабачок, автор учебника «Школа игры на Бандуре». Первый состав капеллы бандуристов насчитывал 12 музыкантов: 5 теноров, 5 баритонов и 2 басса-профундо.
Благодаря усилиям Кабачка все члены капеллы имели бандуры единственного образца, изготовленные полтавским мастером Домненко. Впоследствии по инициативе художественного руководителя мастер Полиевец изготавливает хроматическую бандуру. В отличие от предыдущей диатонической, на ней можно было играть почти во всех тональностях. Кроме того, Кабачок воплотил в жизнь идею овладеть капеллами харьковским способом игры на бандуре. Консультировал и учил их украинский музыкант, виртуоз-бандурист Игнат Хоткевич.
Вскоре весь состав капеллы играл харьковским способом на хроматических бандурах. За короткий период Полтавская капелла бандуристов овладела достаточно большим репертуаром, в котором ведущее место занимали произведения украинских композиторов. Игнат Хоткевич для исполнения капеллы написал произведения «Буря на Черном море», «Поэма о Байде», «Марш полтавских бандуристов» и другие.
В 1929 году после концерта в Харькове капелле присвоено название «Государственная образцовая капелла бандуристов». Они выступали не только в Полтаве, но и регулярно ездили на гастроли. Перед каждым концертом к зрителям обращался полтавский профессор Владимир Щепотин со вступительными словами о бандуре и ее месте в украинском краеведении. Капелла неоднократно являлась участником Олимпиад в Москве и Харькове. 1903 объединились с Киевской капеллой кобзарей.
Полтавская больница И. Тишевского
Это первая больница, созданная в 1797 для бедных на Левобережной Украине. Основал ее Иван Тишевский. Тишевский был участником русско-турецкой войны, затем отбывал военную службу. Сначала оказывал медицинскую помощь и приют нуждающимся в своем доме. Впоследствии за свой счет построил для бедных больницу и аптеку, где лечил их безвозмездно, снабжая лекарствами и питанием. А поскольку количество больных увеличивалось, а материальной помощи Тишевский ни от кого не получал, на благотворительность он потратил все свои сбережения и задолжал 1650 рублей. Чтобы погасить долги Тишевский, у которого была к тому же большая семья, решил продать свой дом, который содержал 16 комнат, под народное училище.
Ввиду затруднительного положения он продолжает помогать больным вплоть до 1802 года. Тогда по военной службе он переведен из Полтавы в Чернигов. После этого Тишевский передал на общественное попечение здание больницы и больных при одном условии, что из бюджета города на содержание дома будет выделяться 240 рублей. Так в Полтаве была открыта в 1802 году первая больница на 20 человек.
Из-за затруднительного материального положения Тишевский совсем обанкротился, поэтому в 1803 году обратился с просьбой в придворную канцелярии с просьбой выделить ему 10 000 рублей или получить его дом назад под проценты со всеми службами и принадлежащей ему землей или же передать его указанную для дальнейшего выкупа. Однако в том же году царь зверей продал дом Ивана Тишевского под заведение.
Полтавское высшее зенитное ракетное командное училище
Училище было создано в 1941 года на базе Днепропетровских артиллерийских курсов для усовершенствования командного состава красной армии. Сначала находилось в Томске, затем дислоцировалось в Днепропетровск и готовило офицеров-артиллеристов. Летом 1957 училище перемещено в Полтаву и переименовано в Полтавское артиллерийское училище. Через 11 лет стало высшим зенитно-артиллерийским. В том же году начало носить имя генерала армии Ватутина. Овладение новейшими образцами зенитно-ракетной техники стало решающим в работе учебного заведения и сделало его одним из мощнейших военных вузов в системе ПВО.
Всего из стен училища вышло более 12,5 тысячи высококвалифицированных военных. Выпускникам присваивали звание лейтенанта и квалификацию инженера по эксплуатации радиотехнических средств. Библиотека насчитывала около 100 000 единиц и музейную комнату. Училище занимало здание бывшего Полтавского кадетского корпуса. После получения Украиной независимости было расформировано в 1995 году директивой Министра обороны Украины.
Полтавский просветительский дом имени Николая Гоголя
Открыт просветительский дом в 1901 году. Построен по проекту петербургского архитектора А. Тромбицкого в стиле неоренессанса. Главным помещением дома просвещения был зрительный зал прямоугольной формы с балконами, ложами, оркестровой ямой и небольшой сценической коробкой. На открытии дома был поставлен «Ревизор» – спектакль за Николаем Гоголем.
Кулиса была расписана живописцем Григорием Мясоедовым в 1899 году, впоследствии он был почётным художником консультантом дома.
Дом просветительства — культурное сердце Полтавы
Здесь происходили многие видные события города. 1902 во время спектакля по Толстым «Власть тьмы» состоялась акция в поддержку писателей, отлученных от церкви. В 1903 году здесь состоялись торжественные события по случаю открытия памятника Ивану Котляревскому, где присутствовали выдающиеся украинские художники: Василий Стефаник, Леся Украинка, Елена Пчилка, Иван Карпенко-Карий, Афанасий Мирный и другие.
Полтавский просветительский дом неоднократно предоставлял сцену для театральных представлений корифеям украинского театра Ивана Тобилевича, Марии Заньковецкой, Марка Кропивницкого. В 1909 году с гастролями приезжал сюда передвижной театр Гайдебурова и Скальской. Под руководством Мясоедова были поставлены «Живые картины» по поэме Тараса Шевченко «Екатерина».
Также при доме просвет работал Полтавский музыкально-драматический кружок, выступали Полтавское украинское драматическое общество и Полтавский оперный театр. В 1936 году здесь был размещен музыкально-драматический театр имени Николая Гоголя. В годы войны здание просветительства было разрушено. В его городе построили кинотеатр «Колос», который сохраняет некоторые черты первобытных архитектурных форм.
Стретенская церковь
Первые сведения о церкви уходят в ХVII век. Стретенская кладбищенская церковь стояла на углу главной городской улицы и эспланады Полтавской крепости. Сделано из дерева трехверха, двухпрестольная церковь развалилась в 1781 году из-за старости.
В 1787 году на ее месте возведена каменная, кубическая, пятибанная, теплая Сретенская церковь в чертах позднего барокко. Церковь была трехпрестольной, с приделами Иоанна Богуслава и Святого Стефана. Имела скругленные внешние углы.
По сравнению с прототипом объемы храма были менее расчленены, он имел немного меньшую площадь и был приземист, а декорация и формы бань были вполне тождественны. В 1853 году с востока в храм пристроен каменный двухэтажный притвор и четырехъярусная колокольня. Разрушенная Сретенская церковь была в 1937-1938 годах. На ее месте через 20 лет построен дом городского совета, который теперь занимает объединение «Полтавстрой».