Вторник, 28 июня, 2022

Как выглядела Полтава 100 лет назад

20 лет ХХ века в Полтаве были отмечены яркими политическими событиями. В 1919 году Полтаву захватили деникинцы. Они организовывали массовые аресты советских активистов, расстрелы без судебного следствия и погромы. В противоположность им в городе работали советские агитаторы, партийные и революционные комитеты, которые находились в Кременчуге. Полтава, сообщает сайт poltava-future, жила в бурное время, были созданы подпольные партийные ячейки на предприятиях, проходили постоянные забастовки рабочих, разрабатывались диверсии.

Начало социалистического строительства

Совет рабочих и красноармейских депутатов развернул работу, чтобы привлечь как можно больше работников к активному участию в социалистическом строительстве. Они проводили мероприятия по налаживанию работы на предприятиях, пытались преодолеть продовольственный кризис и помогать голодающим в северных районах страны. Происходила мобилизация трудящихся для борьбы с так называемыми белополяками и Врангелем, к борьбе преимущественно приобщались коммунисты и комсомольцы.

7 июня 1920 года на митинге в Полтаве выступил нарком образования Луначарский, с рассказом о положении советской страны и призывом организовывать отпор врага.

Это привело к широкомасштабным митингам, объединенным собраниям представителей партийных организаций, профсоюзов и военных организаций города, которые постоянно разрабатывали меры по мобилизации сил на борьбу против Врангеля.

Советская власть была заинтересована в налаживании хозяйственной жизни города. Ей было выгодно решить хозяйственные и экономические проблемы и как можно быстрее начать восстановление промышленности, тем самым поднимая экономику Советского Союза. Поэтому они делали все для того, чтобы показать организацию снабжения рабочих продовольствия и улучшения условий жизни.

К тому же советские власти решили бороться с неграмотностью края. Был создан Полтавский комитет по ликбезу. Он предлагал всем неграмотным гражданам в течение трех месяцев поступить в школы грамоты.

Жизнь горожан после завершения гражданской войны

После завершения гражданской войны советская власть развернула в городе своеобразную хозяйственную и культурно-просветительную работу. В 1921 году были проведены субботники, на которых ремонтировались паровозы, налаживались работы мастерских, фабрик заводов, железных дорог, упорядочивались улицы и тротуары. Вся работа проводилась под широкомасштабной эгидой пропаганды и призывов к строительству коммунизма. Полтавцам заполняли, что только совместными усилиями, энергичной и напряженной борьбой можно построить хозяйственный фронт. Горожане также участвовали в заготовке продуктов и вещей для рабочих Донбасса.

Многие преданные коммунисты и члены профсоюзов были отправлены в село для разъяснения сути продналога и обеспечения выполнения нормы. Уже в ноябре того же года Полтавщина сдала более 11 тысяч пудов хлеба, то есть перевыполнила годовое задание на 32%.

Благодаря неутомимому и упорному труду полтавчане в 1921 году возобновили кирпичный завод, кожевенный завод, литейные мастерские, государственный маслозавод, мельницы и макаронную фабрику, завод «Мыло», спичечную фабрику и завершали строительство хлебного завода.

Промышленность края и коммунистическое начало

К концу 1923 года в Полтаве было 224 промышленных предприятий, преимущественно небольших. На одном таком заводе работало от нескольких десятков до нескольких сотен человек, всего работников промышленности насчитывалось 6242 человека.

Представители Полтавской коммунистической партии были ослеплены своими трудовыми победами и невероятно гордились ими. Советская пропаганда сделала все, чтобы трудный трудовой труд расценивался горожанами как их огромный вклад в светлое будущее всего государства. Свидетельством тому является письмо Ленину, принятое на торжественном собрании Полтавской городской партийной организации, профсоюзов, фабзавкомов и военнослужащих. В нем трудящиеся писали о воспитательной роли работы на Украине и вере в будущую победу и мировую революцию.

Когда в 1920 году Ленин умер, в Полтаве проходили огромные митинги, заседания, собрания, посвященные памяти вождя. Люди свято верили в его наставления и обещали неукоснительно выполнять заповеди Ильича под руководством коммунистической партии.

На самом же деле в Полтавской области ощущался кризис топлива и сырья для некоторых предприятий, поэтому они начали консервацию своего производства. На еще действующих предприятиях производительность труда и заработная плата рабочих снижалась, кое-где была ниже, чем до войны. Многие рабочие теряли работу.

Покупательная способность населения снижалась бешеными темпами, что приводило к залеживанию товаров, сокращению производства и закрытию некоторых фабрик.

Основным способом борьбы с этим была пропаганда, создавались производственные совещания на предприятиях, кружки по научной организации труда, комиссии по содействию. В общем, они давали положительные результаты в развитии экономики Союза, но не для рядового жителя, повсюду чувствовалось растущее обнищание. Так была организована чулочная фабрика «Текстильщик» для создания вида борьбы с безработицей. В 1925 году начала работать табачная фабрика. В это время уже действовали практически все промышленные компании города.

Профессиональное образование и трудоустройство

 Рабочих готовили в качестве квалифицированных кадров, для них открывали специализированные школы, ликбезы и школы для малограмотных. В декабре 1903 года в Полтаве было организовано общество помощи по ликвидации безграмотности, которое через год уже насчитывало 1251 член.

В 1921 году в Полтаве объединили педагогический институт и историко-филологический факультет Харьковского университета, образовался Полтавский институт народного образования, который готовил педагогические кадры. Кооперативный техникум также был преобразован в институт, бывшее земское ремесленное училище было реорганизовано в техникум. Школа садоводства готовила агрономов. Фельдшерскую школу превратили в акушерскую, открыли среднее педагогическое училище.

Среди социальных или культурных сдвигов было не так много положительных вещей. Социальная сфера работала больше на стройку. С 1920 по 1938 год в Полтаве положили брусчатку на 88 километрах улиц, построили 109 километров тротуаров, 75 километров водопровода и 13 километров канализации. Жилые дома возводились преимущественно для рабочих заводов и фабрик, они предусматривались как социальное жилье, которое с годами можно было отработать и считать своим. Тогда же по улицам пошли первые автобусы.

Культурные сдвиги начала 20 века

Для проведения культурных мероприятий открыли клубы, так, клуб железнодорожников вмещал 1000 зрителей, имел библиотеку, разные кабинеты. Культурно-массовые работы проводились преимущественно для работающего населения.  В 1926 году в Полтаве состоялся первый концерт капеллы бандуристов, которым руководил Игнат Хоткевич, впоследствии художественным руководителем стал Владимир Кабачок.

В этот период учреждается стационарный музыкально драматический театр имени Николая Гоголя. Появляются местные труппы и приезжают театры с гастролями. Роль культурно-образовательной организации взяли также музеи. Самым крупным был краеведческий музей, в фондах которого насчитывалось более 100 тысяч экспонатов.

В 1928 году в доме, где проживал писатель Владимир Короленко, открыт литературно-мемориальный музей. Экспозиция состояла из личных вещей писателя, его изданий.

Архитектура 20 лет ХХ века

Архитектурные стили Полтавы ХХ века имели большое влияние Петербургской архитектурной школы. Полтава несколько перенимала черты Харькова, но поскольку была менее развитым, провинциальным городом поэтому стилевые новации здесь вводились довольно поздно и испытывали существенное влияние местных традиций.

Особенности градостроительства Полтавы обусловлены традициями эпохи классицизма, поскольку именно тогда началось активное развитие у городских улиц. В композиционных точках города располагались общественные здания, в которых ощущались веяния классического направления эклектики с характерными угловыми зданиями, передними и т.п. Примерами этого стиля являются торговый дом Токаревой, Земский музей и библиотека, общество взаимного кредита.

Поскольку улицы города были застроены неплотно, это позволяло разнообразие архитектурных стилей. Каждое новое здание не учитывало особенности архитектурного стиля соседних. А с удалением от центра появлялось все большее количество объектов кирпичного стиля без исторических прототипов и декора.

Отражение архитектурных стилей в полтавских постройках

На первый план полтавских построек ставилась их функциональность и экономичность. Основной чертой полтавской архитектуры является преимущество существования прототипов классического толка. Почти все постройки городского значения были построены по определенным образцам. Это показывает идеологическое значение Полтавы как символа российской власти и победы над шведами в Полтавской битве. В зданиях просветительских и образовательных заведений отражены черты неоренессанса лет гуманизма и просвещения. Черты неоклассицизма неоренессанса видятся в доходных домах и некоторых особняках. А жилые здания не имели определенного стилевого решения.

Стиль особнякового строительства совмещал всевозможные стилевые направления. Здесь сплеталась средневековая эклектика с восточными прототипами и модерном. Поэтому украшение особняков выражало, прежде всего, вкусы собственников, их материальное достаток и статус в обществе. Так особняк Бахмутского является необычным стремлением создать изысканный, экзотический образ, восклицающий с красотой жены и ее увлечением восточной архитектурой.

Яркие архитектурные достопримечательности Полтавы прошлого столетия

Доходный дом Перцовича наоборот был с отголоском романского стиля и готической архитектуры, указывающих на рыцарство, достоинство и доблесть посетителей.

Даже неоднородность социально-классового состава общества влияла на архитектурные решения. Ведь творческая интеллигенция была влюблена в украинский национальный романтизм, буржуазия предпочитала модерн, правящая верхушка склоняться больше к классической стилизации.

До сих пор сохранились здания, являющиеся яркими представителями кирпичного стиля. В ХХ веке он приобрел большую популярность, ведь был экономически выгодным и долговечным. Его не нужно было облицовывать и красить. Поскольку в Полтаве было много кирпичных заводов, они удовлетворяли разные вкусы и поставляли строительный материал разного рода. Первоначально этот стиль был подвластен историческим прототипам, но затем выступал как самостоятельное художественное оформление. Кирпич был частью декорации и указывал на идеи модерна и свободы от исторических прототипов.

Полтавское Губерское земство

Одним из первых и наиболее масштабных построек украинского национального романтизма было сооружение Полтавского Губерского земства. Оно сталао своеобразным отражением духа тогдашней Полтавы родственной со своим народом.

Этот стиль указывал на национальное сознание жителей, был отголоском политической и культурно-просветительской жизни города. Одним из толчков развития романтического стиля стало открытие памятника Ивану Котляревскому, укрепившему национальное сознание горожан.

Художники были влюблены в идею создать народный дом, отражающий историю и украинское художественное творчество. Здание Полтавского губернского земства создано с элементами традиции формы архитектурного стиля сел Полтавщины, который переплетается с росписью и майоликой.

Сохранившиеся до наших времен здания

Дом Бахмутского, автором которого является вероятно Владислав Городецкий, отличается оригинальностью среди полтавских сооружений. Расположен на улице Пилипа Орлика и построен в стиле раннего романтического модерна. Фасады оригинально украшены стилизованными элементами мавританской архитектуры, предполагают, что архитектор страстно увлекаюсь американским сафари.

Двухэтажный красный дом из декоративного кирпича в центре города — здание дворянского крестьянского банка, в котором сейчас расположено областное управление службы безопасности Украины, привлекает цветом и оригинальностью композиции. Фасады украшены мозаичными панно, разноцветной керамикой, металлом и скульптурами серен. Проект дома разработан под влиянием так называемого псевдорусского стиля, объединяющего черты московского стиля и модерна.

Latest Posts