Понедельник, 29 апреля, 2024

Как полтавчанин Федор Пироцкий изобрел первый в мире электрический трамвай

Федор Аполлонович Пироцкий — украинский инженер, изобретатель первой в мире системы электрификации железной дороги и электрического трамвая, родившегося на Полтавской земле. Хотя коммерциализация его изобретений в Российской империи, в которую входила и часть земель Украины была относительно медленной, Пироцкий, как известно, встречался с Карлом Генрихом фон Сименсом и оказал влияние на внедрение Сименсом первой регулярной линии электрического трамвая для Берлинской Штрасенбан. Далее на poltava-future.

Как Пироцкий освоил энергию водопадов и технологию пушек

Федор Аполлонович родился 17 февраля 1845 года в селе Сенча Лохвицкого уезда Полтавской губернии. Его отец был военным врачом и происходил из семьи потомственных украинских казаков. В конце XVIII века, после ликвидации гетманства, он был уравнен в статусе с русскими помещиками.

После окончания Константиновского кадетского корпуса и Михайловской военной артиллерийской академии Федор поехал служить в Киев, где был зачислен в Печерскую крепостную артиллерию местного гарнизона в чине подпоручика. Именно в это время произошло его знакомство с выдающимся отечественным инженером-электриком, которое произвело глубокое впечатление на Пироцкого и определило его жизненные ориентиры. В 1869 году юноша поступил на военную кафедру Михайловской артиллерийской академии.

В 1871 году Пироцкий возвращается в столицу, работает в отделе технических отчетов и смет Главного артиллерийского управления (ГАУ) и одновременно начинает изобретать. Еще в студенческие годы, во время учебы в академии, Федор Аполлонович, проходя практику на финских военных предприятиях, был поражен количеством водопадов в этих местах, энергия которых использовалась крайне ограниченно. Глубокое впечатление, полученное от красоты и силы этой стихии, побудило Пироцкого к работе над передачей электроэнергии от источников производства (паровых двигателей или водопадов) к потребителям (населенных пунктов, предприятий). Эта проблема стала основополагающей для развития мировой электротехники, поскольку уже были найдены подходы к передаче слабых токов (сначала телеграф, а затем телефон).

Работа ревизора ГАУ предполагала подробное ознакомление с состоянием пушечного производства, которое нельзя было назвать идеальным. Для исправления ситуации Пироцкий предложил новую модель трехстенных доменных печей, что позволило снизить расход топлива при выплавке металла.

Работа по передаче тока

Изучая донесение артиллерийских полигонов, Федор Аполлонович увидел на плане Волковского поля прожекторную башню, питавшуюся от маломощного электрогенератора системы, находившейся на расстоянии чуть менее 200 метров. Это побудило его купить две коллекторные машины Gramma мощностью 6 л.с.

В 1874 году на Волковском полевом военном полигоне Пироцкий организовал пробную передачу электроэнергии по железным проводам, закрепленным между двумя вагонами, на деревянных столбах с помощью изоляторов. Расстояние между аппаратами составляло около 200 метров. Роль обратного проводника выполняла земная поверхность. В результате изобретателю удалось создать первую модель генератора-земля, которая показала возможность передачи тока большой мощности на расстояние.

В свободное время Федор Аполлонович продолжал усиленно работать над технологией получения, передачи и превращения электрической энергии в механическую. Для опытов он использовал заброшенный участок Миллерской железной дороги протяженностью 4 км в Сестрорецком районе. Желая снизить потери в линии, изобретатель организовал серию экспериментов по передаче электроэнергии с помощью двух изолированных железнодорожных рельсов, поперечное сечение которых в 600 раз превышало сечение обычной телеграфной проволоки. В таком случае один рельс играл роль прямого провода, а второй обратного.

Пироцкий превратил курортную железную дорогу Миллера вблизи Сестрорецка в линию электропередач

Для повышения электропроводности и уменьшения сопротивления он использовал стыковые электрические соединения прямого и обратного проводов. Для улучшения изоляции двух нитей рельсов одинакового пути их подошвы смазывали асфальтом. Эта идея Пироцкого не потеряла своей актуальности и в наши дни – сегодня рельсы железнодорожного пути являются ключевым элементом автоматической блокировки, локомотивной сигнализации и диспетчерского управления движением.

В 1876 году Федор Аполлонович добился вращения электродвигателя, расположенного в километре от гамма-генератора. В результате подтвердилась его гипотеза о возможности передачи электроэнергии посредством железнодорожных рельсов. Описание опытов и полученные результаты автор описал в статье «О переносе работы воды как двигателя на любое расстояние».

Изобретение, прославившее Пироцкого

 В начале 1880 г. он модифицировал двухэтажный конный трамвай на электричество вместо лошадей, и 3 сентября того же года этим видом общественного транспорта стали пользоваться жители Санкт-Петербурга. Так, в городке Сестрорецк под Санкт-Петербургом был введен в эксплуатацию первый электрический трамвай.

Некоторые историки утверждают, что это первый электрический трамвай в мире. Весь сентябрь жители Санкт-Петербурга активно пользовались трамваем, рассматривая его, конечно, больше аттракциона, чем новый вид общественного транспорта, ведь экспериментальная зона составляла всего 85 метров.

К сожалению, у Пироцкого не было денег на продолжение своих экспериментов, и поскольку коммерциализация его изобретений в России была относительно медленной, Пироцкий договорился о встрече с Карлом Генрихом фон Сименсом, который очень заинтересовался его идеями. В результате их встречи компания Siemens в конце концов ввела воспользовавшаяся львиной частью разработок полтавчанина.

Электрический трамвай в городке Лихтерфельд, близ Берлина и созданный компанией Siemens, был введен в эксплуатацию только через год. Однако изобретение Пироцкого не прижилось в Российской империи, и электрический трамвай в Сестрорецке вскоре был демонтирован. Вернулась она только в 1892 году, когда в Киеве построили электрический трамвай, ставший первым успешным трамваем в Российской империи.

Почему при жизни недооценили гениального Пироцкого

Как это часто бывает с талантливыми людьми, Пироцкого при жизни недооценили. Несмотря на громкие изобретения, его отправили в Ивангородскую крепость, где в 1888 году он был досрочно уволен в отставку в чине полковника. Все это произошло примерно за пять месяцев до истечения 25 лет военной службы, позволявшей ему получить максимальную пенсию.

Подавленный этим известием изобретатель возвращается в Украину в имение своего дяди, доставшееся ему в наследство. Однако в результате судебной волокиты у Пироцкого отобрали имущество, из-за чего он был вынужден вернуться в столицу. Здесь он снимал номер в гостинице, но денег катастрофически не хватало даже на оплату квартир и питания.

28 февраля (12 марта) 1898 года Федор Аполлонович Пироцкий был найден мертвым. Похороны изобретателя организовали его знакомые в кредит – имущество Пироцкого было под залогом.

В конце жизни через одну букву «е» Пироцкого лишили наследства в виде имения в Херсонской области. За годы учебы в Михайловском артиллерийском училище сделали неправильное написание фамилии, указав во всех служебных документах «Перецкий». Ошибку заметили всего за два года до смерти изобретателя.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.