Вторник, 18 июня, 2024

Дом с таинственными птицами в Полтаве

В перечне самых выдающихся зданий Полтавы одно из лидирующих мест занимает здание бывшего “Крестьянского банка”. Данное сооружение является памяткой истории и архитектуры национального значения, одним из лучших образцов модерна. Помещение имеет особую историческую ауру и всегда влечет туристов и желающих сделать эффектные памятные снимки. О его истории вам расскажет сайт poltava-future.

Его история

На месте Крестьянского банка в 1900 году стоял дом известного коренного полтавчанина Петра Павловича Старицкого. Когда этот человек работал на Кавказской железной дороге, где стал известной личностью. В 1871 году он ушел в отставку. Впоследствии Старицкий переехал в Полтаву, где получил значительную должность — стал председателем уездной земской управы. Умер Петр Старицкий в 1902 году.

До 1903 года в его доме вместе с семьей проживал украинский писатель, журналист, публицист, литературный редактор и общественный деятель Владимир Короленко (кстати, в его честь назван Полтавский национальный педагогический университет). Известно, что после смерти Старицкого до 1906 года в его доме жили полтавские госслужащие.

Фото: дом П.П.Старицкого. 1900 г

Оригинальное нарядное здание «Крестьянского банка» («Дворянского и Крестьянского банка») на этом месте было построено уже на нач. ХХ ст. (а именно в 1906-1909 гг.) для земельного банка, выдававшего долгосрочные ссуды крестьянам на покупку дворянских земель. Из его истории следует упомянуть, что в 1909 г. было создано Полтавское отделение “Российского поземельного банка”, возглавляемое управляющим. Итак банк выдавал крестьянам ссуды от заведения земельных наделов для приобретения земли, имел право покупать и продавать земли на свой счет и продлевать сроки ссуд. Подчинялся он “Петербургскому крестьянскому поземельному банку”. А находился в доме, расположенном на пересечении улиц Куракинской (современная ул. Соборности) и Круглой. На основании декрета Советского правительства от 25 ноября 1917 года помещение «Крестьянского банка» было национализировано. С 1937 года сооружение использовали в качестве админдома. Последняя реставрация здания проводилась в 2010-х годах.

«Крестьянский банк» стал известен своим уникальным на то время двухэтажным каменным зданием г-образной формы, расположенным на срезанном углу, выполненный из декоративного красного кирпича, с шатровыми крышами, пологими трехцентровыми арками под балконами.

 Банк считают образцом «русского стиля» — течения модерна, которому присущи стилизованные формы русской архитектуры XVII века. На главном входе — чудесное двускатное стрельчатое крыльцо, в нишах которого якобы размещены статуи феникса — древневосточного символа духовного и нравственного возрождения. Также фасад банка украшен мозаичными панно с павлинами, цветными вставками, скульптурой, металлом.

Многие краеведы считают, что дом  «Крестьянского банка» украшают сирены или даже легендарные мифические чудо-птицы — Гамаюн, Сирин и Алконост.

Гамаюн в восточной мифологии — священная птица, символ счастья, богатства, власти. Если на человека упадет ее тень, его ждут богатство и успех. В русской письменности (с XVII в.) — это райская птица-женщина.

Сирин в славянской мифологии — чудо-птица, появляющаяся только счастливым людям и чье пение разгоняет печаль. В других мифологиях это птица-посланник властителя подземного мира. В западноевропейских легендах – воплощение несчастной души. Возможно, происходит от греческих сирен.

Алконост — в легендах средневековья, птица бога солнца Хорса, приносящая счастье. По преданию, она живет у рая и, когда поет, себя не слышит. Но, услышав ее пение, можно забыть обо всем на свете. В византийских легендах это райская дева-птица, тоже приносящая счастье.

Среди мозаичных панно можно заметить старый герб Полтавской губернии, использовавшийся в 1878-1918 годах. Он на здании нарисован не полностью (без императорской короны), но это едва ли не единственный до сих пор сохраненный рисунок герба Полтавской губернии.

На своей судьбе здание испытывало архитектурные и даже человеческие потери. Как говорится в исторических источниках, оно было изуродовано в период Второй Мировой войны. Однако в 1948 году она было восстановлено ​​и отреставрировано. Во времена советского террора на территории банка был уничтожен цвет полтавской интеллигенции: писатели Г.Коваленко, П.Капельгородский, профессор В.Щепотьев, ректоры строительного и сельскохозяйственного институтов Т.Манько и И.Сердюк, многие известные политические, научные, культурные деятели…

«Отцы» уникального сооружения

«Отцами» архитектурной «жемчужины» города, которые надолго остались в истории Полтавы, стали киевский архитектор А. Кобелев и полтавский инженер С.Носов.

Александр Кобелев родился 15 (27) июля 1860 г. в Царском Селе в семье дворянина, офицера. Кобелев удивительно удачно интерпретировал в зданиях разные стили. Так помещение конторы Государственного банка он спроектировал в стиле итальянского ренессанса; сооружения Высших женских курсов и Киевского отделения Российского технического общества – в стиле неоклассицизма и уже названное здание Дворянского и Крестьянского банков в неорусском. А.Кобелев был выдающимся педагогом, автором многочисленных научных статей и докладов, преподавал в КПИ, где в 1912 году стал профессором. Заведовал школой десятников по строительному и дорожному делу, был ее почетным опекуном. С 1912 года – декан инженерно-строительного отделения Киевских политехнических курсов. После революции, несмотря на свой преклонный возраст, спроектировал и построил немало крупных построек, в основном в области промышленной архитектуры. Именем Александра Кобелева названа одна из улиц Киева.

Архитектор Сергей Носов родился 25 сентября 1861 г. в Полтаве. Учился в Петербургском строительном училище и получил звание гражданского инженера и чин X класса. Автор расширения и достройки к западной части Успенского храма в Полтаве. С 1889 г. работал архитектором Полтавского губернского земства, используя формы неоренессанса, необарокко, “неорусского” и неовизантийского стилевых направлений, модерна. По его проектам также построены Дом музея полтавской битвы (1909 г.), конюшни для государственного конного завода в Полтаве, многие объекты на Лубенщине, Миргороде, Козельщине, Лохвиччине, Хорольщине.

Собратья по стилю модерна

Модерн это не только направление в архитектуре, это не только стиль в графике и скульптуре — это тип мышления и образ жизни. Он появился неожиданно в конце ХІХ ст. и так же быстро исчез после Первой Мировой. Модерн подчинил все страны и оставил следы почти в каждом городе. В стиле модерна возводили вокзалы, банки, доходные дома, гостиницы и особняки. Сам термин “модерн” означает «современный». И у Полтавы есть своя уникальная история этого стиля. Примерами модерна именно в “неорусском” стиле в регионе есть еще ряд объектов. В частности, Дом женского епархиального училища в Лубнах (1907 г. архитектор, А.Бекетов). Здание бывшей городской управы в Лубнах (нач. ХХ ст.).

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.