На территории Полтавской области около двухсот архитектурных памятников состоят на государственном учете, 62 из них имеют национальное значение. Самые древние объекты зодчества датируются XVII веком. Однако еще несколько десятков образцовой архитектуры не сохранилось до наших дней. Они были разрушены стихийными бедствиями, войнами и течением времени. О потерянном наследии Полтавского края рассказываем далее на poltava-future.com.ua.
Дворец князей Кочубеев (Диканька)
Диканькой на протяжении конца XVII – начала XX века владел княжеский род Кочубеев. В то время это была одна из самых влиятельных семей на политической арене Украины. Так что роскоши их имениям было не занимать.
Большой каменный дворец в стиле классицизма в Диканьке появляется в 1790-х годах. Его проектированием занимался знаменитый зодчий Николай Львов. Дворец состоял из главного корпуса и двух боковых флигелей. Наружный фасад центральной части имения украшал четырехколонный портик ионического ордера. Флигели же были украшены декоративными куполами. Кроме дворца, на парадном дворе была возведена часовня.
В 1810 году не менее известный архитектор Луиджи Луско перестроил дворец. Имению было придано более изысканные черты. В частности, архаический четырехколонный портик стал шестиколонным.
Парковый фасад дворца украшала полуротонда, покрытая куполом. От нее лестница вела к цветочной террасе, переходящей в пейзажный парк. Чуть дальше размещались хозяйственные службы, конный двор с манежами, оранжерея и зоопарк.
Сам дворец вмещал в себе более сотни комнат, среди которых были и библиотека, и бальный зал, и оранжерея. Интерьер покоев составляли изысканная мебель, фарфор европейских и российских предприятий, произведения живописи мастеров самых разных школ и эпох, скульптуры, гобелены, богемское золото, художественные изделия из стекла и серебра.
Родовое имение князей Кочубеев славилось далеко за пределами нашей страны. Известная в мире художница из Диканьки Мария Башкирцева его сравнивала с самыми роскошными дворцами Италии.
Все, что сохранилось от некогда выдающегося ансамбля дворцово-парковой архитектуры Украины до наших дней, – это остатки ворот, которые раньше вели к дому Кочубеев, триумфальная арка, Свято-Николаевская церковь, четыре столетних дуба и сиреневая роща. Сам дворец был разграблен зимой 1919 года, а позже разрушен и разобран.
Лютеранская кирха (Полтава)
В начале XX века в Полтаву приезжает группа немцев-колонистов. Сюда их пригласил генерал-губернатор Гетманщины князь Алексей Борисович Куракин, чтобы развивать суконное производство в регионе. Для иностранцев выделили целый квартал, который и поныне известен в Полтаве как район немецкой колонии. Находился он на пересечении современных улиц Балакина и Сковороды.
54 семьи прибыли из разных земель Германии: Богемии, Моравии, Саксонии и т.д. Однако все они были лютеранами по вероисповеданию. Первую свою деревянную церковь они построили у себя в квартале. Позже колонисты обратились к городским властям, чтобы им выделили землю под строительство каменной кирхи.
Так, в 1881 году вблизи современного студенческого парка появляется каменная церковь в неоготическом стиле. Это было прямоугольное здание с граненым алтарем и двухъярусной башней колокольни во главе. Церковь украшали стрельчатые окна, островерхие башни и высокие шпили. Фасады кирхи обладали отчетливой полихромией. Поле стены было темно-красным, а вот основные элементы декора – белыми. В самой церкви размещался орган.
Кирха была закрыта в 1932 году, через год ее разобрали. Это было одно из первых сакральных сооружений Полтавы, которое было уничтожено.
Дом магистрата и Городской думы (Кременчуг)
Для Кременчуга XVIII век ознаменовался новым подъемом развития. В это время в городе зарождается промышленность. Здесь появляются литейная, оружейный завод, кораблестроительная верфь и фабрика по производству кожи. Кременчуг даже на время становится центром новой губернии.
В 1785 году Екатерина II утверждает «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». Этот документ регламентировал деятельность городских властей. Им предполагалось создание управ и магистратов в городах.
В 1897 году власти Кременчуга обращаются к генерал-губернатору Алексею Бакуринскому за разрешением на строительство нового здания для органов самоуправления на Торговой площади. Через два года город получает проект дома со сметой в 40 тысяч рублей.
В течение 1801–1803 года в Кременчуге появляется Дом магистрата и городской думы. Это был прямоугольное двухэтажное здание в стиле классицизма. Над его центральной частью нависала массивная башня, которую еще называли бельведером. Здесь были установлены часы с курантами. Главный и титульный фасад дома выглядели одинаково. По оси здания был сквозной арочный проход.
Первый этаж занимали торговые помещения, чуть позже – общественный банк и библиотека. На втором же заседали городские управленцы.
Современники Дома магистрата и Городской думы говорили, что это было самое красивое здание в городе.
Во время оккупации Кременчуга в 1941–1943 годах в здании магистрата и Городской думы размещалась немецкая администрация. При отступлении немцы вдребезги разрушили здание.
Сегодня в Кременчуге на этом месте находится Дом торговли.
Дом водолечебницы (Миргород)
История Миргородского курорта берет свое начало в 1912 году. Тогда здесь было обнаружено подземное озеро, вода которого обладала лечебными свойствами. Вскоре местные власти приняли решение об учреждении курорта.
В 1916-1918 годах в Миргороде ведутся работы по возведению архитектурного ансамбля в составе водолечебницы, столовой-клуба и грязелечебницы. В разработке проекта построек приняли участие врач-курортолог Чаушенский, архитектор Зуев, инженер Елагин и художник Сластион. Авторы комплекса определяли для него срок эксплуатации в 5 лет, вместо этого он прослужил в 10 раз дольше.
Водолечебница на 14 ванн заработала летом 1918 года. Сначала она была прямоугольной и симметрической, имела одностороннюю коридорную планировку. Позже корпус достроили двумя боковыми крыльями, в результате он стал п-образной формы.
В центральной части водолечебницы находился большой вестибюль с окнами в два ряда. Над ним поднималась четырехгранная декоративная башня с высокой крышей. У окон и дверей здания были скошенные углы.
Для водолечебницы характерной чертой стала мажорная цветовая гамма. Красная черепичная крыша сочеталась с побеленными каркасными окнами.
Миргородская больница являлась выдающимся образцом украинского модерна. В начале XX века именно вокруг нее строился город. Однако с появлением новых корпусов курорта, здание водолечебницы постепенно утрачивало свое значение. В 1986 году постройку окончательно разобрали.
В последние годы активизировались разговоры о необходимости восстановления архитектурного памятника украинского модерна.
Николаевская церковь и колокольня (Лубны)
В течение 30-х годов XX века большевиками на Полтавщине было разобрано и разрушено немало церквей. К сожалению, исключением не стала и Николаевская святыня в Лубнах, стоявшая на Подоле над рекой Сула.
В 1729 году здесь был возведен трехэтажный трехдельный деревянный храм. Вскоре его уничтожил пожар. В 1733 году на средства казацкого старшины Петра Кулябки церковь отстроили. Через четверть века неподалеку от святыни появилась деревянная колокольня.
В 1884 году Николаевская церковь подверглась реконструкции. Она стала крестчатой, пятидельной и одноэтажной. Церковь была поставлена на каменный фундамент. В ее интерьере появился новый деревянный иконостас. В дальнейшем облик храма не менялся. Срубы святыни были прямоугольными. Рамена имела двускатные крыши с треугольными фронтонами. Перед выходом были двухколонные крыльца.