Четверг, 25 апреля, 2024

Психбольница и сельский клуб в божьей обители: что пережил Полтавский Крестовоздвиженский монастырь

Несмотря на душную и безжалостную советскую антирелигиозную политику, несмотря на издевательства над церковными святынями, Крестовоздвиженский монастырь возродился из тепло и функционирует духе, привлекая верующих со всех уголков Украины. Какие скитания выпали на долю Крестовоздвиженского монастыря и происходившие в его стенах на протяжении сотен лет — дальше в нашем материале на сайте poltava-future.com.

Монастырь стал местом силы и борьбы за свободу города

Монастырь был основан в 1650 году как мужской, игуменом Мгарского монастыря Калистратом, при содействии киевского митрополита Сильвестра Косово. Возведен на средства полтавского полковника Мартына Пушкаря и представителей казацкой старшины искры и Крамаря. Располагался на горе над рекой Полтавкой к северо-востоку от Полтавской крепости.

Первоначально все постройки монастыря были деревянными. В 1689 году на средства гетмана Ивана Самойловича началось сооружение каменного Крестовоздвиженского собора. 1195 монастырь опустошен крымскими татарами. 1709 во время осады Полтавы захвачен шведами, которые установили на горе артиллерию и оттуда обстреливали город. В 1750 году к югу от собора построена одноэтажная каменная трапезная Троицкая церковь, до сих пор она не сохранилась. В 1786 году возведена каменная четырехъярусная колокольня высотой 47 метров в стилевых формах позднего барокко.

На этой колокольне было 10 колоколов, самый большой из них весил 6 552 килограмма. В середине XVIII века построен дом игумена. В 1787 году по случаю приезда Екатерины II к нему достроен так называемый «екатерининский зал». И интерьер украшал живопись на религиозную и историческую тематику, к сожалению, до сих пор не сохранился.

В XIX веке построен каменный корпус из больницы, за ограждением — «странноприимный дом». Позже на средства купца Котельникова возведена однобанная трапезная церковь Симеона Богоприемца. В 1775-1798 монастырь стал местом пребывания архиепископов крестьянских и херсонских. Первым из них сюда переехал известный церковный деятель и педагог Евгений Булгарис, при котором была основана школа для певчих, превращение 1778 в Полтавскую семинарию.

Культурное наследие монастыря

До 1762 года в монастыре работал мастер иконописец Самуил, назначенный впоследствии малярным начальником Софийского монастыря в Киеве. Сохранился среди его произведений, в частности, известный «Портрет Дмитрия Долгорукого». Уникальную ценность представляли Евангелие и служебные книги конца XVI-XVIII века монастырские библиотеки. Очень богата была ризница монастыря, где хранились многочисленные ценные церковные вещи. С 1803 года монастырь управлялся архимандритами, а затем здесь находились епископская кафедра, с 1884 года — резиденция полтавских викариев.

При монастыре в 1818-1876 годах действовало мужское духовное училище. К монастырю была приписана Самсоновская церковь.

Что было в этих святых стенах при советской власти

В 20-х годах ХХ века в постройках полтавского Крестовоздвиженского монастыря был размещен поселковый клуб, архивохранилища Полтавского государственного архива. А уже в 1942 году монастырь был восстановлен как женский. Впоследствии закрыт в 1960 году — 90 монахинь переведены в Лебединский монастырь. В помещениях находились отделения Полтавской психбольницы, полтавская медицинская техника, мастерская по ремонту автомашин, склады и прочее. И только в 1990 году сооружение передано в УПЦ и получено разрешение Святого синода на открытие Полтавской Крестовоздвиженской женской обители. На кладбище монастыря был похоронен ряд известных деятелей культуры.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.