Понедельник, 29 апреля, 2024

Первые электросамокаты в Полтаве: новация для города, но точно не для мира

31 июля 2021 в Полтаве заработал первый шеринг электросамокатов. До сих пор ничего подобного в городе не было. Далее на poltava-future.

Услуга, рассчитанная на ответственных горожан

Деятельность в этом направлении начал сервис проката “Eazzy” из Харькова. У горожан появилась возможность без посредников брать самокаты в аренду прямо на улице. Чтобы воспользоваться транспортом, необходимо было скачать соответствующее приложение, зарегистрироваться, положить на счет своего «кабинета» в приложении средства (от 80 гривен), отсканировать QR-код выбранного самоката и начать поездку согласно инструкции. По завершении поездки транспорт не обязательно нужно было оставлять там, где пользователь его взял. Но это должно было быть исключительно место, указанное в приложении — и никаких хаотичных парковок!

На первых порах в Полтаве появилось около 30 станций, где было установлено до 50 электросамокатов от частной фирмы. Совершать движение на электротранспорте можно было только начав его в отдельных зонах города: центр Полтавы, микрорайон Подол, улицы Соборности и Европейская.

Максимально заряженный самокат давал пользователю возможность преодолевать 50 километров пути и даже больше. По завершении поездки в удобное для пользователя время он должен был нажать специальную кнопку в приложении и сбросить туда пару фотографий припаркованного транспорта, которым воспользовался.

Экстремальный способ перемещения

Цена за пользованием такими «роверами» имела несколько составляющих. Сюда прежде всего входила стоимость аренды самоката, которая составляла 10 гривен и позволяла разблокировать устройство. А стоимость каждой минуты поездки составляла от 1,5 до 2,5 гривен в минуту, что было связано с разной скоростью движения в каждом из доступных режимов («Sport», « Drive», «Eco»).

 Полтавчане, которые начали пользоваться новым для города транспортом, отмечали, что это отличная новация. Во время пандемии коронавируса, когда начались существенные перебои и полное отсутствие общественного транспорта, люди активно брали на прокат электросамокаты и даже начали такой транспорт приобретать. И в то же время полтавчане заявляли, что город в полной мере не приспособлен к таким современным средствам передвижения на дорогах. Некоторые даже называли электросамокат экстремальным способом перемещения по Полтаве. В компании же, предоставляющей услуги, отмечали, что двигаться на электросамокате можно только по тротуарам. Но необходимо ограничивать скорость в местах большого скопления людей.

А в рабочей группе по развитию велоинфраструктуры Полтавского городского совета по поводу нововведения отмечали, что его основное задание — не просто кататься с туристической целью, а заключается оно в том, что электросамокаты должны выполнять транспортную функцию. То есть, чтобы горожане имели возможность удобным способом доставаться на работу, за покупками, по делам и тому подобное. Чиновники добавляли, что город получил модели, защищенные от повреждений и безопасные. Поскольку инициативу вводила частная фирма, деньги городской казны на осуществление проекта не использовали, но и поступлений в бюджет от этого не было.

Электросамокаты, внедренные в 2021 году в Полтаве, были первой подобного рода инициативой во всем регионе.

Столетняя популярность

Но если для Полтавы и для других городов Украины электросамокаты были новацией, то для многих стран мира совсем нет и уже давно. Оказывается, они были популярны еще сотню лет назад. Новость о том, что 16-летнему американцу Питеру Минтону патрульный вручил повестку в суд за управление моторизованным самокатом без водительских прав, появилась еще в 1939 году. И тогда в штатах уже фиксировали бум на подобные самокаты! Первая серийная модель “Autoped” вообще появилась в 1915-м. Она была увеличенной версией детского скутера с двигателем, установленным на переднем колесе. Теоретически транспорт мог разгоняться до 70 км/ч., но на скорости 35-40 км/ч. рулевая колонка и тормоза делали его неуправляемым. Позже “Autoped” был усовершенствован.

Леди Флоренс Норман, англичанка-борец за права женщин и гендерное равенство. 1916 г.

Но прототипы электроскутеров появились значительно раньше “Autoped”. В 1814 г. барон Карл фон Дрейс представил беговой велосипед (на похожих ездят современные дети). Его концепция нашла продолжение в привычном нам велосипеде и в самокате. 1895 г. Огден Болтон получил патент на первый в мире электросамокат с батареей 10V. Но смог ли Болтон выпустить самокат, неизвестно. Для развития электросамокатов изрядно постарался и Джон Бойд Данлоп в 1888 г. (запатентовал резиновые камеры, работал над их производством).

Прекрасно двигались посреди хаоса

Начало ХХ ст. было золотым временем для моторизованных самокатов: правила дорожного движения только возникали, наказание за управление в состоянии опьянения наступит лет через 10, а светофоры установят на улицах вообще через 15. На дорогах тогда правил хаос. А между тем в рекламе “Autoped” говорилось, что этот транспорт отлично подойдет для движения на короткие расстояния для бизнесменов, он идеален для женщин, чтобы ездить за покупками, для визитов врачей; для детей, для слуг, отправляемых по поручениям; для торговцев, быстрой доставки и в целом для всех, кто хочет сэкономить деньги, время и энергию. Также транспорт позиционировали как комфортную и статусную вещь для состоятельных людей.

autoped 10

За рулем голливудская актриса Элеонор Уитни. 1937 г.

Самокатом “Autoped” заинтересовались некоторые американские компании. В частности, почтовая служба г. Нью-Йорк. На беду полиции местные правонарушители оценили ловкую технику как отличное средство для бегства. И это было только начало истории, потому что впоследствии электросамокаты разных конструкций и производителей просто заполонили мир.

69 краж «роверов» за месяц

Ну и на этой информационной «ноте» логично будет вернуться к полтавчанам. В первый месяц появления электросамокатов в Полтаве этот транспорт пытались угнать… 69 раз. Так однажды полтавчанин не просто украл ровер, но еще и хотел утопить его дома в ванной. После похищения мужчина еще и сам наткнулся на правоохранителей, которые его разыскивали. При попытке утопить украденное, вор еще и затопил соседей из квартиры на нижнем этаже. Похищенный самокат привели в порядок и вернули пользователям. Правоохранители Полтавы отмечали, что в других городах, например во Львове, таких многочисленных краж электросамокатов не было. В компании, предоставляющей услугу, добавляли, что во Львове действительно краж единицы, но горожане часто оставляли их транспорт в неположенных местах. Иногда даже в подъездах, в кустах или у реки.

Впоследствии в Полтаве появились уже полторы сотни электросамокатов, которые можно было взять на прокат. И практически каждое из транспортных средств до конца сезона побывало на ремонте. Горожане использовали транспорт чаще всего в качестве развлечения.

В апреле 2022 года работу сервиса по прокату электросамокатов с наступлением тепла возобновили. Но после ребрендинга он получил новое название «Strum». В фирме это объяснили тем, что ранее буква „Z“ в их логотипе символизировала энергию, заряд, звучавший звук, когда нажимаешь на кнопку скорости самоката. Изменения же объяснили так: “24 февраля (время начала полномасштабной русско-украинской войны, с тех пор символ „Z“ ассоциируется у украинцев с врагом. — авт.) у нас ее (т.е. букву „Z“. — авт.) украли и осквернили… Мы понимаем, что бывшими нам всем уже не быть, так что давайте станем еще сильнее, еще лучше. Strum – это ток уличной культуры, заряд энергии и свободы!».

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.