Пятница, 18 октября, 2024

Тренер IT-чемпионов – кременчугский учитель Валентин Мельник

Как оценить профессионализм преподавателя? О мастерстве педагога свидетельствуют успехи его учеников! Среди воспитанников Валентина Мельника – победители всеукраинских и международных олимпиад по информатике, призеры других интеллектуальных соревнований. Его выпускники – сотрудники известных IT-компаний. Благодаря этому человеку молодые люди заинтересовались компьютерами и программированием. И как результат – обрели жизненно важные знания. А значит, Валентин Мельник не зря получил звания «Заслуженный учитель Украины» и «Народный учитель Украины», 3 ордена «За заслуги» и другие награды. Далее на poltava-future.

Фото с сайта facebook.com

Спортсмен в «стране цифр»

Валентин Мельник родился в 1968 году в Кировоградской области, там же окончил школу. Удивительно, но он не сразу решил посвятить себя педагогике. В юности Валентин занимался легкой атлетикой и футболом, стал курсантом военного училища, но вскоре заболел и ушел из учебного заведения из-за проблем со здоровьем.

В 1987 году поступил в педагогический институт на специальность «Математика и информатика». Хотел потом перевестись на факультет физического воспитания, но так и остался в «стране точных наук». Интересно, что в то время компьютеров было мало, студенты занимались информатикой с помощью «МК-61» — программируемых микрокалькуляторах для инженерных и научных расчетов.

После вуза Валентин много лет преподавал школьникам математику и информатику в городе Александрия Кировоградской области. Он практиковал проблемно-поисковый метод обучения – это когда знания усваиваются во время решения исследовательских задач и устранения нарочно созданных «научных проблем». Кроме того, Валентин Мельник использовал различные интерактивные формы работы, которые максимально активизировали когнитивные способности воспитанников.

Научно-педагогический опыт Валентина Мельника был впоследствии обобщен и систематизирован в авторских учебных пособиях. Интересная, удобно структурированная информация размещена в таких учебниках: «Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся», «Информатика. Олимпиадные задачи с решениями», «Числа Фибоначчи и их применение при решении задач».

Фото с сайта facebook.com

Одних – «встряхнуть», других – успокоить

Педагог много времени уделял подготовке школьников к олимпиадам по информатике. Сформировалась сильные группы учеников, которые результативно готовились и успешно участвовали в интеллектуальных состязаниях.

Валентин Мельник рассказывал, что спортивный опыт пригодился ему в педагогике. Например, он понимал, что нужно правильно рассчитывать силы воспитанника. Что это значит? Максимально активизировать интеллектуальные и психические возможности ученика незадолго до соревнования или даже во время него. Потому что рано или поздно начнется спад, ребенок устанет. И если он достигнет интеллектуального пика раньше, чем надо, то в момент решения олимпиадных задач его мыслительные способности могут ухудшиться.

Школьники по-разному воспринимают соревнования. Есть такие, которые в стрессовой ситуации не могут сосредоточиться или замыкаются в себе. Поэтому во время подготовки важно помочь адаптироваться, найти индивидуальный подход. Некоторых надо немного «встряхнуть», а других – просто успокоить.

Валентин Мельник помнит первую победу своего ученика на международной олимпиаде по информатике. Это было в 2006 году – Владислав Симоненко завоевал в Мексике серебряную медаль. Педагог рассказывал, что когда получил сообщение об успехе воспитанника, то не смог сдержать громкий возглас восторга!

В 2007 и 2008 году порадовал Рустам Джуманиязов – он привез из Хорватии и Египта «бронзу» и «серебро». В 2009 году Степан Паламарчук получил в Болгарии серебряную медаль. В последующие годы ученики занимали призовые места в Канаде, Италии, Таиланде, Австралии, Китае. Однажды Валентин Мельник посчитал сколько наград завоевали его воспитанники на международных состязаниях по информатике: 5 золотых медалей, 13 серебряных и 7 бронзовых.

Фото с сайта facebook.com

14 «апостолов» – вслед за гуру

В 2012 году Валентин Мельник переехал в Кременчуг и стал преподавать в научном лицее, который в 1997 году появился в организационной структуре Кременчугского педагогического колледжа им. А.С. Макаренко. Это может показаться неправдоподобным, но вслед за своим наставником переехали 14 его учеников! Настолько сильно они хотели изучать информатику и участвовать в олимпиадах под руководством именно Валентина Мельника.

Они жили все вместе в общежитии: педагог с семьей – на первом этаже, ученики – на девятом. Каждый вечер они собирались на чаепитие, общались. Организовали приезд родителей, те посмотрели условия обучения и проживания – им все понравилось. 7 из переехавших учеников были 11-классниками, самый младший – ученик 8 класса. Все 14 ребят впоследствии здесь окончили колледж.

Позже, чтобы стать учениками научного лицея и педагогического колледжа, в Кременчуг приезжали дети из разных областей Украины: Харьковской, Волынской, Закарпатской, Хмельницкой, Ровенской, Черкасской и других. И это неудивительно, ведь выпускники Валентина Мельника – ожидаемо востребованные специалисты. Например, они получали приглашения на работу в компаниях «Google», «Facebook», «Microsoft», «Snapchat».

Фото с сайта facebook.com

IT-технологии с шашлыками

Впрочем, Валентин Мельник стал проводить занятия не только в общеобразовательном учебном заведении. В 2014 году с его помощью была открыта летняя компьютерная школа «Олимп», которая стала известна и популярна за пределами Кременчуге. Некоторые родители привозили детей через 200 километров 4 раза в неделю на часовое занятие. А лекторами школы стали победители международных олимпиад предыдущих лет.

Фото с сайта facebook.com

Будущих IT-чемпионов тренировали не только в стенах классов, но и на свежем воздухе – в учебно-оздоровительном комплексе «Эрудит», что расположен неподалеку от Кременчуга, на берегу реки Псел. Например, незадолго до международной олимпиады в Японии ученики жили там три недели, чтобы сделать плавный переход на дальневосточный часовой пояс. Ложились спать в 16 часов, а вставали в 2 ночи, потому что в Японии это как раз 7 утра. И когда приехали на олимпиаду, адаптация прошла довольно просто: не было проблем со сном, дети были психологически готовы к нагрузке. А еще появилась традиция: в “Эрудите” весело отмечать дни рождения, жарить шашлыки, играть в волейбол и конечно, чествовать очередных победителей!

Фото с сайта dou.ua

Главное – развитие личности

Валентин Мельник готовил учеников к олимпиадам по информатике более 30 лет. Фактически каждый год происходили какие-то изменения, ведь IT-технологии стремительно развиваются. Педагог вспоминал, что в первые годы преподавания задачи были гораздо проще. И тогда еще писали не в гаджетах, а в бумажных тетрадях, потом все проверялось. Нельзя было сдать работу и сразу увидеть количество набранных баллов.

Фото с сайта facebook.com

Со временем все стало автоматизировано, прозрачно. Этим и отличаются олимпиады по информатике от других: влияние человеческого фактора ничтожно мало. На компьютере запускается соревновательная программа, участник читает задание, пишет решение и отправляет — система автоматически проверяет и присылает результат. Ученик видит его, но о результатах других участников не знает. Такая система делает маловероятной возможность коррупции или нечестной победы.

Кроме того, Валентин Мельник уверен, что прогрессивный учитель обязан не только внедрять инновационные методы обучения, но и создавать атмосферу душевного тепла и счастья на уроках. К тому же важно передавать воспитанникам нравственные ценности. Завоёвывать медали – это, конечно, достойное занятие, но педагог убежден, что главное – развитие личности, формирование моральных качеств воспитанников.

Фото с сайта facebook.com

    Latest Posts

    .,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.