Среда, 30 октября, 2024

Федор Пироцкий — тот кто изобрел трамвай

Федор Пироцкий известен нам как украинский инженер, физик, а также изобретатель трамвая на электрической тяге. Его замысел электрификации трамваев заключался в использовании электричества для питания транспортных средств. Изобретатель предложил устанавливать электрические линии над трамвайными рельсами, что обеспечивало подачу тока в мотор трамвайного вагона. Изобретение стало передовым в мире транспорта и способствовало улучшению городской инфраструктуры в целом. На западе же в конце 19 века все трамвайные линии строили по схеме Пироцкого. Также он изобрел централизованную подземную сеть, конструкции домашних и металлургических печей. Его изобретения использовались в военной технике, в строительстве электростанций, в освещении улиц. Далее на poltava-future.

Жизнеописание

Родился Федор Аполлонович 1 марта 1845 года в семье врачей в поселке Сенча Полтавской области. Его родословная достигает свободных казаков традиционно служивших в государственной армии. О его семье сохранилось немного сведений, мы знаем лишь то, что она происходила от казацкой старшины Лохвицкой сотни Лубенского полка.

Будущий изобретатель получил образование в Константиновском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге и прошел обучение в Михайловской артиллерийской академии. После окончания учебы он служил в артиллерийских войсках в Киеве. Однако военное дело мало привлекало молодого Пироцкого.

Замысел, изменивший мир

Во время службы в Киеве изобретатель вместе с товарищем Павлом Яблочковым (который изобрел одну из первых электрических ламп, известную под названием «свеча Яблочкова»), гуляли по городу, тогда же у Пироцкого и возникла мысль об электрификации конно-железнодорожной дороги.

Во время прогулки они заметили интенсивное движение на Владимирском (тогда Александровском) спуске. И пришли к мнению о том, что если цивилизация будет развиваться так, как и сегодня, то в городах будет невозможно жить. Ведь телег и карет в будущем понадобится в разы больше, а за лошадьми и так не успевают повсюду убирать. С мостовыми есть проблемы, даже гранитное покрытие стирается от постоянного топота подков. А еще ночью такая тьма, что страшно представить будущий Киев. Поэтому ребята пришли к выводу, что городу необходима электрическая тяга.

В то время, когда большинство жителей планеты использовали лошадей как способ передвижения, Пироцкий думал о будущем, а именно о создании транспорта, который будет работать от электроэнергии. И уже в начале 1870-х годов разработал проект передачи электричества по железной проволоке. Эта проволока должна быть закреплена телеграфными изоляторами на столбах из дерева и двух машинах, которые бы между собой чередовали подачу тока. Обратным проводником была земля.

В начале 1870-х Пироцкий разработал первый проект вагона на электрической тяге, а в 1876 году он его усовершенствовал и реализовал на одной из заброшенных ветвей российской железной дороги, а именно рядом станции Сестрорецк.

12 апреля 1880 г. на первой специальной электротехнической выставке в Петербурге Пироцкий демонстрировал свои проекты и сделал доклад «Передача электроэнергии на неограниченные расстояния с помощью гальванического тока (проводники рельса и кабель)», обосновал ее использование, в том числе для движения поездов.

Его попытки модернизировать имеющиеся конные трамваи (вагоны, которые перевозили с помощью лошадей) в России отклика не имели. Совершенно очевидно, что Россия не была готова к прорывным технологиям, а потому и не оценила проект. По его мнению, электрические вагоны более быстрые и надежные, за ними не нужно убирать, им не нужны конюшни и они не гадят по улицам, а главное электричество будет стоить дешевле овеса и сена.

Как часто бывает, питерские олигархи стали стеной против гениального изобретения, однако умелые немцы воспользовались трудами Пироцкого. Карл фон Сименс, тогда создавший имперский телеграф, заинтересовался разработками изобретателя и завел с ним знакомство. Вскоре братья Сименс представили на выставке электрический поезд с отдельным локомотивом и двумя платформами для пассажиров, по схеме, описанной в международном Инженерном журнале, которую разработал Пироцкий.

В 1882 году компания Сименса построила линию электрического трамвая в пригороде Вены Мёдлинг. За границей проект прорывного полтавчанина получил признание, а на родине об изобретении не упоминали, ездили на лошадях, телегах и паровых двигателях…

В феврале 1891 выдающийся инженер и предприниматель генерал Аманд Струве получил разрешение от Киевской думы на строительство трамвайной линии. Лишь через полгода на месте Владимирского спуска появились рельсы, а 1 июня 1892 уже запустили первый электрический трамвай.

Газета “Киевлянинъ” по этому поводу писала: “Пассажирское движение на электрической железной дороге уже началось. Вагоны переполнены публикой, причем многие ездят по несколько раз вверх и вниз по Александровскому спуску, заинтересовавшись этой важной для Киева технологией”.

Еще при жизни Федора Аполлоновича открылось движение электрического трамвая в таких украинских городах, как Днепр, Кропивницкий и Житомир.

Последние годы

Несмотря на громкие достижения, Пироцкого отправили в Ивангородскую крепость Варшавского военного округа, где в 1888 году его досрочно уволили с должности полковника. Это произошло примерно за пять месяцев до завершения его 25-летней военной службы, позволявшей изобретателю получить максимальную пенсию. Возмущенный и разочарованный, Пироцкий отправился в Украину.

Федор Аполлонович отправился в имение своего дяди на Херсонщине, которое ему досталось в наследство. Однако после длительных судебных процессов он так и не получил жилье из-за ошибочной записи в своей фамилии – вместо «Пироцкого» в документах был указан «Перецкий». Скромному изобретателю не оставалось ничего другого, как уехать и поселиться в гостинице “Афины” в Олешках.

28 февраля 1898 Федора Пироцкого нашли мертвым. Газета “Юг” позже опубликовала заметку: “Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, за счет описанного и позже проданного имущества… На площади с молотка продавали разные старые вещи, указанные в описании под номерами. Выторговали всего 65 рублей”.

Вот так завершил свой жизненный путь малоизвестный изобретатель для всех известного трамвая.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.