Чуть больше двадцати лет назад в Полтаве функционировало 2 автовокзала, но город рос, расширялся и вскоре оказалось, что нужно, как минимум, вдвое больше транспортных центров. И вот в Полтаве появились еще 2 станции отправки пригородного и междугородного транспорта. Это дало свой результат: очереди у касс волшебным образом рассосались, да и ажиотаж на билеты пропал.
Современные люди в своем подавляющем большинстве приходят или приезжают на вокзалы, приобретают билеты и едут по своим делам, при этом, практически ничего не зная об их истории и появлении. Исправляем эту ошибку в нашем материале на сайте poltava-future.
Полтавский автовокзал: молодой но эффективный
АС-1 – далеко не самый старый и интересный, но зато наиболее крупный транспортный центр Полтавы. Автовокзал областного значения «переселили» в новое здание в 1986 году, перед тем он находился в другом здании неподалеку. Оно было меньшего размера и не такое удобное, как нынешнее помещение АС-1.
Автостанция находится на пересечении улиц Бендеры (бывшая ул. Калинина) и Великотырновской. У этого места есть одно большое преимущество – близость к крупной автомагистрали «Киев-Харьков» (полное название «Киев-Харьков-Довжанский»). А еще пассажирам, прибывающим на АС-1, удобно добираться с нее в любой конец Полтавы. Рядом с автовокзалом находится 2 остановки общественного транспорта, через которые курсируют автобусы и троллейбусы почти по всем городским маршрутам.
Здание полтавского автовокзала вряд ли можно назвать образцом архитектурного искусства, зато оно достаточно просторное и комфортное. Его архитектором была Валентина Богаченко. По ее проекту, дом выстроили в стилистике модернизма. Кстати, не так много полтавских построек могут похвастать тем, что относятся к этому стилистическому направлению.
В довоенные и докарантинные времена с данной АС стартовало чуть меньше 300 рейсов в разные области Украины (средняя нагрузка была порядка 280 рейсов в день). В будни с полтавского автовокзала ежедневно разъезжаются по Украине примерно 2000 человек, а в праздничные и выходные даты данное количество увеличивается в 2,5 раза.
Удобно, что в помещении автовокзала есть парикмахерская, буфет, пункт обмена валют и даже пара банкоматов.
Полтавская автостанция №2
Вторая полтавская автостанция, за которой закрепилось народное прозвище «Старая», находится почти в центре города: на улице Шевченко, 65. Она занимает довольно-таки старое здание, возведенное в середине прошлого века. Кроме АС-2 в нем есть ветеринарная аптека-магазин, буфет и другие организации, арендующие площадь в 2-этажной постройке. Раньше со второго автовокзала отправлялось в день до 40 рейсов, но сегодняшнее военное положение внесло свои коррективы – ездит не более половины рейсов.
АС-3 города Полтава: стоило ли закрывать?
По адресу ул. Зеньковская, 6 (недалеко от Киевского железнодорожного вокзала) в 2009 году открыли третью автостанцию. Правда, в 2020 году АС-3 закрыли, не назвав напрямую конкретной причины. По одной из версий, на этом месте собирались строить жилой квартал, по другой – у нее вроде как был маленький пассажиропоток. Тем не менее, АС-3 имела очень удобное расположение и ее закрытие расстроило многих местных жителей, регулярно ездивших в Сумском направлении (Гадяч, Зеньков, Миргород и пр.).
Железнодорожный вокзал Полтава Южная – старейший транспортный узел Полтавы
История первого полтавского вокзала началась в далеком 1870 году, когда в Российской империи приняли решение запустить поезда по маршруту Кременчуг-Полтава (длиной 110 верст, то есть, 117,5 км.). Это была первая железная дорога в Полтавской губернии. Через год проложили еще одну колею в направлении от Полтавы до Харькова.
Вокзал в то время находился в весьма скромном деревянном помещении, которое спустя 10 лет заменили на капитальное. В 1880-м году помещение станции Полтава-Южная относилось к Харьковско-Николаевской железной дороге, затем в 1934 г. ее переименовали в ЮЖД.
Начиная с 1871 года, на территории города работали паровозоремонтные мастерские, которые затем преобразовались в Полтавский тепловозоремонтный завод, а также локомотивое депо (раньше называлось паровозным депо).
В 1926 году на площади возле вокзала (она так и называлась Привокзальная) было решено построить клуб, назвав его клубом Железнодорожников. Кстати, именно он стал прототипом для Ильфа с Петровым в старой, но от этого не менее смешной кинокомедии «12 стульев». Дело в том, что в полтавском клубе в одном из стульев в свое время нашли клад.
В 1941 году помещение южного вокзала было практически полностью разрушено немецкими войсками, его взялись восстанавливать после войны. В 1947 г. по проекту архитектора Евгения Лымаря построили здание в стиле ампир, которое используется и по сей день.
Над центральным входом (на фасаде) есть барельеф с 2 памятными датами: 1709 и 1943 гг. Первая относится к победе над шведами в Полтавской битве, а вторая, соответственно, знаменует спасение Полтавы от фашистов.
22 года назад вокзальный комплекс отремонтировали и провели реконструкцию. Там обустроили отдельное здание для пассажиров, открыли «комнату матери и ребенка», а также сдали часть помещений в аренду сервисным центрам. Параллельно ремонту здания привели в порядок и ж\д платформы.
Полтава Киевская – вторая полтавская железнодорожная станция
В 90-х годах позапрошлого столетия началось строительство железной дороги Киев-Полтава-Лозовая, а в 1901 году в Полтаве открыл свои двери Киевский вокзал, с которого регулярно отправлялись рейсы в столицу и обратно.
Название «Полтава-Киевская» автовокзал получил уже после Октябрьской революции. Во время Второй Мировой Войны здание Киевского вокзала постигла та же участь, что и южного – он был практически полностью разрушен немецкими войсками. Новое помещение возвели в 1965 году по проекту архитектора Зинаиды Котляровой. В соответствии с ее задумкой, вокзал выстроили в духе русского классицизма. Тогда же к нему провели троллейбусную линию №1 (маршрут «Киевский вокзал – Южный вокзал»), которая действует и сейчас.
Поскольку рядом с вокзалом располагались 2 завода (Турбомеханический и Маслоэкстракционный), а также хлебозавод и мясокомбинат, данный ж\д вокзал стал одной из крупнейших железнодорожных товарных станций Украины.
Киевский вокзал стал первым в Полтаве и вторым в Украине, принявшим скоростной поезд «Столичный экспресс». Раньше на фасаде здания красовалась аббревиатура «М.К.В.Ж.Д.», которая расшифровывалась, как Московско-Киево-Воронежская железная дорога.