В Полтаве несколько кладбищ, одним из которых является Еврейское. Оно имеет длинную и местами запутанную историю, как и все то, чей возраст исчисляется не десятками, а сотнями лет. Самые ранние захоронения на данном месте, сообщает сайт poltava-future, датируются первой половиной позапрошлого века. Что до времени появления кладбища на карте, сохранились (и были детально исследованы) картографические рисунки Полтавы 1877, а также 1906 годов, на которых обозначен участок с еврейскими могилами.
История Еврейского кладбища: довоенное время
Вместе с увеличением численности еврейской общины в Полтаве возникла необходимость в том, чтобы обустроить собственное место для захоронения усопших. Это было нужно хотя бы потому, что еврейское население в своем подавляющем большинстве очень религиозное и люди хотели провожать умерших в последний путь в соответствии со всеми правилами Иудаизма.
В северной части Полтавы, на самой окраине (за тогдашней городской чертой) был выделен участок (размером примерно с квартал) и назван Еврейским кладбищем. В документах 19-го столетия сказано, что данная территория была площадью в 3,5 десятины, что равно современным 3,8 Га. Дорога до кладбища начиналась от ул. Фабриканской, позже переименованной в Балакина, и продолжалась вниз, по улице Заводской, которая сегодня носит название Панфилова. Чтобы добраться до участка, надо было идти по Павленковскому яру (по южной части склона), но быть осторожным, поскольку по его дну течет ручей Тарапунька. Кстати, позже его назвали речушкой и несколько раз расчищали, надеясь, что воды станет значительно больше и будет полноценная река.
Документы, в которых указывалась точная дата открытия Еврейского кладбища, к сожалению, не сохранились. Старожилы рассказывали, что еще до Второй Мировой Войны в том месте были надгробия с датой 1820 г. и ранее. Все дело в том, что как такового, старого Еврейского кладбища нет. В период немецко-фашистской оккупации г. Полтава (1941-1943 гг.) войска Германии сровняли с землей все еврейские могилы (параллельно массовому расстрелу еврейских мужчин, женщин и даже детей). Массивные каменные памятники и надгробные плиты разбивали на такие мелкие куски, чтобы невозможно было восстановить их целостность и прочитать, чья это могила. К сожалению, тогда же исчезли с лица земли скульптуры, которые являлись памятками скульптурного мастерства разных веков.
После войны ученые принялись за активное изучение данного места и установили, что здесь хоронили не только евреев. Нашлись могилы представителей разнообразных вер и даже национальностей. По сей день на Еврейском кладбище можно увидеть и обелиск со звездочкой, и большой камень с текстом на иврите, и даже крест православной веры. Выходит, что кладбище только называлось Еврейским, но на самом деле являлось смешанным.
Еврейское кладбище после войны
Кладбища «живы», пока на них появляются новые могилы. На Еврейском кладбище возобновились захоронения примерно в 50-х годах 20-го века. Это логично, поскольку после войны еврейская община очень медленно восстанавливалась. Множество евреев было уничтожено, в Полтаве жили лишь немногие оставшиеся и те, кто постепенно возвращался из ссылок и концлагерей (увы, таких были единицы).
Бывшее стрельбище на западе города (если точнее, на окраине) сегодня является местом скорби еврейского народа. На ул. Навроцкого во время Второй Мировой Войны устроили массовый расстрел женщин, детей и стариков еврейской национальности. Сегодня здесь стоит памятник «Скорбящей матери», созданный в 1975 году по инициативе Вайнгорта и Гумича (архитекторы), а также скульптора Черницкого.
Памятник «Скорбящей матери»
Это бетонная стрела, стоящая возле задернованного кургана. С ее правой стороны имеется украинская надпись: «Пам’ять про вас у наших серцях», а слева находится бюст женщины. Стрела имеет высоту 2,5 метра. Каждый год 9.05. и 23.11. евреи приходят сюда, чтобы помянуть погибших. Неоднократно собирались здесь же поставить именные плиты с фамилиями усопших, но по тем или иным причинам это так и осталось задумкой.
Еврейское кладбище в послевоенные годы
В 1994 г. проводилось масштабное обследование Еврейского кладбища, в котором принимала участие группа программы комитета по сохранности еврейского наследия. Были найдены, без преувеличения, уникальные объекты, в числе которых массивная гранитная плита с надписью на древнем иврите. Текст впоследствии расшифровал Герцовский – еврей и коренной полтавчанин (по профессии доктор). Там говорилось о пожаре в синагоге в 1911 году, при котором уничтожились свитки Торы (46 свитков). Их остатки вместе с пеплом сожженных частей Священной книги закопали в землю и поставили памятный камень.
Второе, что нашли при исследовании кладбища – это остаток надгробия известного полтавского заводчика и мецената, жившего еще до революции, Давида Молдавского. Он отошел к праотцам 11.11.1914 года, когда ему было 72 года.
Здесь же, на кладбище евреев, находится еще один объект, заслуживающий внимания. Речь о памятнике Вильвовской, на котором есть надпись: «Памятник уважаемой женщине, попечительнице бедных, украшению семьи Малка, дочь Мордухая Вильвовская, усопшая 20 ноября 1913 года. Да починет она с миром»
За все время существования данного кладбища на нем нашли «вечный покой» не десятки и не сотни, а тысячи полтавчан. На Еврейском кладбище покоятся представители разных сословий: мещане, купцы, торговцы, ремесленники и даже представители местной интеллигенции (например, юристы и лекари). Поскольку за могилами ухаживали и содержали их в должном порядке, захоронения весьма неплохо сохранились, став неотъемлемой частью истории города Полтава.
Очень и очень давно смотрителем Еврейского кладбища был некто по фамилии Лембек. Он также являлся евреем и, что примечательно, в его семье данная должность передавалась по наследству от отца к сыну.
Сегодня Еврейское кладбище закрыто для захоронений, туда приходят лишь почтить память умерших, отдать дань тем, кто отошел в мир иной и привести могилы в порядок. Исследования данного места пока что не ведутся, но нельзя говорить о том, что они закончены. Сколько еще тайн и сюрпризов хранит старинное кладбище евреев, остается только гадать.