Понедельник, 29 апреля, 2024

Кременчугский мусоровоз так трудился, что стал памятником

В последние дни октября 2021 года День автомобилиста и дорожника в Кременчуге на Полтавщине отметили по-особому. К традиционному празднику приурочили открытие необычного памятника. На территории местного коммунального предприятия «КАТП-1628» установили памятный знак одному из старейших мусоровозов города. Увековечили легендарный специализированный автомобиль 93-М на шасси ГАЗ-51 неспроста. Машина работала в городе с 1962 года. Говорят, автомобиль именно поэтому и стал легендарным в Кременчуге, потому что отдал трудам на его благо почти 60 лет. Отремонтированная и окрашенная машина, став на постамент, получила новую задачу – быть символом начала деятельности коммунальной службы города. Далее на poltava-future.

Символ благоустройства города

Тогда во время торжеств глава Кременчуга Виталий Малецкий назвал событие историческим. По его словам, был увековечен один из первых образцов коммунальной техники, который начинали убирать Кременчуг в 50-х годах прошлого века. Подобные Газоны-мусоровозы были разработаны в послевоенное время на Горьковском автомобильном заводе, в Украине их выпускали на Одесском автосборочном заводе до 1959 года, а в РСФСР – до 1976-го. А именно такие авто, как легендарный кременчугский мусоровоз 93-М на шасси ГАЗ-51-Д, выпускали с к. 50-х годов до начала 70-х. Одной из новаций на момент ввода в эксплуатацию этого мусоровоза стала система перемещения мусора с коэффициентом 1,6 (на современных мусоровозах он достигает 6-7). В кузове умещалось до 7 кубометров отходов. Полезная грузоподъемность машины составляла 2000 килограммов. Емкость ее приемного бункера составляла 0,42 метра кубического. Мусоровоз разгружался самосвальным способом, его кузов опрокидывался назад на угол до 50 градусов. Общая масса заполненной машины составляла более 5 тонн. И двигалась она с максимальной скоростью 70 километров в час.

Был простой, надежный и универсальный

В новейшие времена у кременчугских коммунальщиков техника уже современная, многофункциональная, выполняет солидные объемы разных видов коммунальных работ. И хотя город нацелен прогрессировать в этом направлении, от истории и благодарности автомобилям-первопроходцам он решил не отказываться. Горожане говорят, что установить на постамент этот ГАЗ-51 запланировали еще во времена, когда город возглавлял мэр Олег Бабаев в 2013 году, когда мусоровоз уже имел почти 1,4 млн. километров пробега. Но почему то не сложилось.

Идейным вдохновителем воплощенного проекта в 2021 году выступил глава департамента жилищно-коммунального хозяйства Кременчуга Иван Москалик, неоднократно выражавший желание о создании в городе целого музея коммунальной техники. Средства на реставрацию мусоровоза перед установкой на постамент из местного бюджета не выделяли. А реставрацию знаменитого ГАЗ-она провели специалисты кременчугского завода коммунальной техники «Альфатекс».

В советские времена модификация среднетоннажного грузовика ГАЗ-53 на мусоровоз была логична, ведь этот автомобиль в то время был простым, надежным, универсальным и самым массовым в стране советов. У него было много других модификаций, некоторые из них даже экспортировались.

Старые мусоровозы образца ГАЗ-53 практически исчезли с улиц населенных пунктов нашей страны. Альтернативой им стали современная коммунальная техника других производителей, собирающая в три раза больше мусора по сравнению с предшественниками. Эти модели отличаются способностью не только собирать большие объемы хлама, но и тише работают и используют меньше топлива.

Выходит и водитель легендарный?

Легендарным коммунальным автомобилем десятки лет руководил Владимир Горлаченко. Он был водителем будущего кременчугского монумента с 1982 по октябрь 2020-го. За 60 лет мусоровоз преодолел около 2 000 000 км пути. Можно представить, какую гордость испытывал этот человек, когда его спутника в работе поставили на постамент! Владимир пришел на работу в коммунальную сферу после службы в армии в 1977 году. С тех пор отдал работе во благо Кременчуга с полсотни лет. Сначала работал на такой же модели мусоровоза, однако в 1982 году получил новую машину, с которой не расставался уже 38 лет.

При открытии монумента водитель упоминал, как с развитием коммунальной сферы изменялись и условия работы кременчугских коммунальщиков. Когда-то горожане терпеливо ждали мусоровоз, держа в руках ведра с мусором или стоя рядом с ними. Впоследствии появились мусорные контейнеры и площадки для сбора хлама, избавляться от мусора стало удобнее. Сначала на своем ГАЗ-оне коммунальщик Владимир Горлаченко обслуживал территории домов и магазинов, а в последнее время частный сектор. Вспоминал он и суровые зимы, когда с утра приходилось откапывать лопатой свой мусоровоз из снега и разогревать горячей водой. За почти сорок лет наставник выучил подопечную машину как свои пять пальцев и каждый ее винтик перебрал своими руками. А когда, бывало, машина глохла, даже с ней разговаривал-«поддерживал», чтобы довезла в гараж.

Когда знаменитый ГАЗ забрали на постамент, его водителю выдали более новую технику. Но свой легендарный мусоровоз он получил возможность видеть каждый раз, когда приходил на работу, потому что постамент установлен на территории родного Владимиру Горлаченко коммунального предприятия.

Первый памятник мусоровозу в столице

Долгое время единственным памятником коммунальной технике в Украине был постамент мусоровоза в столице. Его даже называли единственным памятником мусоровозу в мире. В 2004 году этот постамент появился благодаря работникам столичного КП «Киевспецтранс». Они решили, что работа коммунальщика обязательно заслуживает уважения общества, постоянного напоминания о ее важности, необходимости и повышения престижа. В Киеве увековечена модель мусоровоза ГАЗ-53. Такие машины создавали в 70-е годы и использовали для сбора мусора во дворах и на улицах.

Столичный ГАЗ перед чествованием проработал значительно меньше кременчугского — всего 14 лет и наездил до 1 000 000 километров пробега. При установке на постамент машина была в рабочем состоянии. Модель мусоровоза, установленного в Киеве, имела грузоподъемность до 4,5 тонн и использовала около 30 литров горючего, чтобы преодолеть 100 километров. Установку этого памятника тоже приурочили к празднику, а точнее к двум: 35-й годовщине деятельности «Киевспецтранса» и к 10-летию с начала возникновения «Украинской ассоциации автопредприятий санитарной очистки». Впоследствии даже появилось поверье, что если бросить монетку в этот мусоровоз, в вашем доме всегда будут идеальная чистота и порядок.

Тот же столичный памятник, установленный 2004 г., но перекрашен.

Обретя независимость, Украина получила в наследство от страны советов огромную карту технических памятников. В союзе щедро выставляли на постаменты сельскохозяйственную, автомобильную, железнодорожную, военную и другую технику. Многое еще стоит на постаментах, что-то перекочевало в музеи, частные коллекции, что-то было уничтожено. Картограф Ярослав Ярошевский из Тернопольщины даже создал интерактивную карту «Технические памятники Украины», где больше всего обозначены тракторы. В годы независимости мода на установку технических памятников изрядно сбавила обороты, но совсем не исчезла…

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.