Говорят, Козельщина, расположенная почти в 80 километрах от Полтавы, как поселение была основана в начале 18 века П.С.Козельским — приказным сотником Кобеляцкой сотни. Несложно догадаться, сообщает сайт poltava-future, что с его фамилией собственно и связано название населенного пункта, где теперь проживают несколько тысяч человек.
По преданию, уже во второй четверти 19 века потомок П.С.Козельского — подполковник по имени П.И.Козельский, который был предводителем кобеляцкого уездного дворянства, не имел собственных детей и стал фактически последним представителем своего рода — подарил (по другим данным отдал за долги) свое имение в селе Козельщина Кобеляцкого уезда графине Софии Михайловне Капнист. Она же – дочь знаменитого ученого-математика, механика и физика М.В.Остроградского. К слову о родстве, муж Софии Капнист — Владимир Иванович Капнист был внуком известного поэта и общественного деятеля В.В.Капниста. И еще. Получатели наследия Капнисты принадлежали к известному греко-итальянскому роду и в то же время их причисляли к знаменитым казацко-старшинским украинским родам, которые впоследствии еще и получили русское дворянство.
Вместе с поместьем, имуществом и фактически всеми землями вокруг Козельщины, довольные Капнисты получили еще один невероятно ценный подарок, который повлиял на их судьбу и на много судеб человеческих. Это была родовая икона династии Козельских «Божья Матерь» (ее еще называют чудотворной Козельщинской иконой Божией Матери или Богородицей Козельщинской).
И откуда это чудо?
Историки говорят, что в казацкий род Козельских упомянутая икона попала в середине 18 века. Дед подполковника Павла Козельского Сиромаха был запорожским писарем. После разрушения Запорожской Сечи за переход на службу русскому войску ему достался немалый кусок земли на Правобережье, а еще возможность быть венчанным в Петербурге с фрейлиной самой императрицы. Невеста имела итальянское происхождение, а в ее приданом и была упомянута икона. И этому подтверждением то, что по мнению специалистов изображение Матери Божьей с Иисусом на руках на образе довольно умело выполнил некий итальянский мастер именно в период 18 века.
Существовала еще одна версия, откуда взялась такая оригинальная и ценная вещь у Козельских. Согласно ей, запорожец Сиромаха получил икону в качестве трофея во время очередного похода на столицу Османской империи и в свое время стольный град православной Византии. Турки в Стамбуле молились во время рамазана, а между тем казаки подожгли город со всех сторон, и давай освобождать невольников-христиан и брать добычу. В бывшем византийском храме святой Софии (а на тот момент мечети) один казак во время боя саблей зацепил стену, а оттуда засиял образ Матери Божьей, в усеянной звездами одежде с Иисусом на руках. Образ был скрыт в то время, когда столица Византии пала под нашествием мусульман. После дел ратных писарь Сиромаха выбрал себе эту икону, отказавшись от предлагаемого парчового ковра…
Последующая история иконы и людей, связанных с ней, сложилась очень непросто… У супругов графов Капнистов было пятеро детей. Две старшие дочери учились в Полтавском институте благородных барышень. В начале 1880 года одна из них по имени Мария заболела. Юная девушка сначала вывихнула ногу. Врачи настаивали, что здесь нет ничего ужасного. Но, несмотря на соблюдение их наставлений, впоследствии у девушки искривилась другая нога, появились вывихи в нескольких суставах, а вскоре она перестала чувствовать и руки. Вместо этого Мария испытывала невыносимую боль от обычных прикосновений и даже громких разговоров. Семья искала способных врачей в Полтаве и Харькове, на Кавказе, в Москве. Но никто из эскулапов не мог помочь диагнозу, где речь шла о параличе спинного мозга, естественных вывихах костей, истерии.
Не спасали и врачи германские, французские. Последние надежды на спасение дочери Капнисты возлагали на встречу с известным врачом-французом Шарко. Юная Мария заболела в январе, а в феврале должна была состояться поездка из Козельщины в Москву для консультации с Шарко.
Перед дорогой больная прислушалась к материнскому совету и решила помолиться родовой иконе. Говорят, за слезами мира не видела, прося святую ее исцелить или унести от мучений на тот свет. А после искренних молитв произошло невероятное. Позвоночник девушки словно расправился и, вскрикнув, Мария потеряла сознание. А когда пришла в себя, почувствовала собственные руки, а потом и ноги. Семья Марии подумала, что она сошла с ума, услышав ее крики об исцелении. Но когда та стала на ноги и едва прошлась по комнате, все поняли, что ее выздоровление – чудо.
И понесли они это чудо между людьми
Но Капнисты от поездки в москву не отказались. Хотя увезли туда фактически здоровую дочь и даже взяли в дорогую чудодейственную икону. Как они сами, ошеломленные выздоровлением девушки были лучшие врачи того времени. Среди них и упомянутый профессор-хирург Шарко и профессор М.Склифосовский. Объяснений тому, что произошло, “акулы” медицины не имели…
Известия о невероятном исцелении разнеслись по москве. Местные люди массово пошли на квартиру, где поселились Капнисты, чтобы поклониться чудодейственной иконе. И потом начали появляться разговоры об очередных исцелениях.
Семья Капнистов с ценной иконой вернулась домой через полмесяца. Разговоры о свойствах образа не стихали и на родной земле, их подхватила и еще больше распространила пресса. Тысячные толпы верующих, паломников ехали в Козельщину, чтобы прикоснуться чуда, обратиться с молитвами к иконе, которая с каждым днем приобретала все большую славу, и наконец избавиться от своих недугов.
1881 года с разрешения архиепископа Полтавского и Переяславского Иоанна (Петина) славную икону Козельщанской Божией Матери установили в небольшой часовне, построенной по велению отца Марии Владимира Капниста. Но осчастливленный выздоровлением дочери граф обещал возвести для иконы-спасительницы немалый храм и обещанного таки сдержал. Рядом часовни на пожертвованные средства верующих и с участием В.И.Капниста построили храм Рождества Пресвятой Богородицы (в течение 1881-1883 годов), куда и перенесли чудотворную икону. А неподалеку открыли дом для богомольцев, больницу и аптеку.
1885 г., согласно разрешению Святого Синода, при церкви основали одноименную женскую религиозную православную общину. Вскоре ее возглавила монахиня Олимпиада I (О.А.Дмитриева), прибывшая в Козельщину с двадцатью монахинями Золотоношского Красногорского Иоанно Богословского женского монастыря. В следующем году состоялся торжественный перенос иконы из часовни в церковь. Чудотворный образ несла исцеленная Мария Капнист. А на следующий день торжественно открыли Козельщинскую Рождественскую Богородицкую общину.
В 1886-1890 гг. на пожертвованных графом Капнистом землях были построены дом для паломников, дом причта, две церковно-приходские школы для девушек и парней, организована живописная мастерская (школа иконописи), которую возглавил Г.М.Глущенко. 1887 г. было освящено место и заложен камень для церкви Преображения Господня с приделом св. Николая, а при ней – корпуса для общежития сестер.
На монастырской горе построили величественный собор Рождества Богородицы
1891 года женское общество при церкви Рождества Богородицы было преобразовано в женский монастырь с этим же названием. В период с 1900 по 1906 год на монастырской горе продолжалось строительство каменного собора Рождества Богородицы по проекту архитектора С.Носова и был построен ряд хозяйственных помещений. А одноименную церковь, которая уже перестала вмещать прихожан и паломников, разобрали. 1906 новое величественное сооружение освятили.
Рождественский Богородицкий храм был признан одним из лучших по тем временам в Украине и чуть ли не во всей российской империи. Он был построен в строгом византийском стиле. Расстояние до самой высокой точки христа на центральном куполе составляло почти 40 метров. Гордостью и украшением собора был иконостас из белого мрамора, состоявший из пяти частей. В левой находилась чудотворная икона Козельщинской Богоматери.
По данным историков, в 1904 году храм посетил российский император Николай II и его сын Алексей. 5(18) мая император с наследником и свитой прибыл в Козельщинскую обитель на пути к Кременчугу (едучи в расположение войск, отправляющихся на русско-японскую войну). К слову, в годы войны при монастыре действовал лазарет на 40 коек для раненых и больных воинов). Царственные богомольцы пожертвовали для Рождественского Богородицкого храма 1500 руб. Говорят, Николай II, в частности, просил у иконы здоровья для наследника.
Только в течение 1881-1888 было описано около 50 случаев исцелений благодаря иконе. И кто тогда знал, что святому образу скоро придется пройти скитания длиной с полвека? Но это будет позже…
Летописцы отмечают, что почти за десятилетие на территории монастыря был проведен водопровод, построен собственный кирпичный завод (производил 250-300 тысяч кирпичей в год). А еще помещение для мельницы и локомобиля, ветряная мельница, столярная мастерская, дома для вратарей и монахинь, работавших на животноводческом дворе, рига, большая двухэтажная келья для сестер, иконная и проскурная лавки, деревянное помещение больницы, двухэтажное каменное для мужской школы и аптеки, большую прачечную и прочее.
1915 г. после внезапной смерти предшественницы монахини Агнии (А.М.Щербачевой) настоятельницей храма стала монахиня (впоследствии игумения) Олимпиада II (О.К.Вербецкая).
Большевистское нашествие
В 1920-х годах жизнь храма стала болезненно изменяться. Большую часть монастырских земель национализировали, школы реорганизовали. А в 1929 году по приказу большевиков обитель закрыли. Как ни страшно об этом говорить, но в соборе устроили… театр, в зданиях монастыря — больницу и другие учреждения. К счастью, чудотворную икону Божией Матери удалось тайно вынести из монастыря и спрятать благодаря неравнодушным и отчаянным людям.
Настоятельница была вынуждена скрываться. Но Олимпиаду II арестовали, жестоко пытали и наконец расстреляли… (Уже в далеком 2008 г. Синод УПЦ МП признал ее преподобномученицей. Игумения причислена к лику местночтимых святых).
В соборе большевики обустроили… районный клуб. А сначала ободрали всю утварь и разбили беломраморный иконостас, поиздевались и над вставками из драгоценного бразильского оникса, над позолоченной рублей, царскими воротами с венецианской мозаикой, над росписями известного художника М.Мурашко и почти девятью десятками икон, авторства одного из самых знаменитых тогдашних иконописцев В.Гурьянова. А еще в Преображенской церкви организовали… пионерский клуб, в кельях, школьных помещениях и мастерских – зоотехническую и семилетнюю школы, амбулаторию, потребительское общество, общежитие, электростанцию и т.д. С 1934 года в одном из монастырских помещений находилась Козельщинская средняя школа. Говорят, перед закрытием монастыря копия чудотворного образа на центральном входе обители заплакала кровавыми слезами…
В 1930-х гг. в бывшей свечкарни заработала редакция районной газеты «Развернутым фронтом».
В районке работали писатели О.Т.Гончар и А.С.Юренко. Понятно, что Олесь Гончар как творческая и чувствительная личность, не мог не восхищаться величием прекрасного храма и его драматической судьбой. Среди ряда других есть предположение, что Козельщинский храм отражен в главном образе одного из самых известных произведений писателя в романе-предупреждении «Собор». Собор в произведении является центральным образом, олицетворяющим духовную красоту и чистоту украинского народа, состояние духовности самой Украины. Он стал и свидетелем исторических событий, и показателем, как люди еще сохраняли в себе богатство духовное. К слову, собор в произведении был и местом для хранения оружия, складом для комбикорма…
И наступает время, когда он, заброшенный, почувствовал, что горе-руководители хотят его совсем снести… Поэтому читатели в “Соборе” действительно узнают судьбу Козельщинского монастыря. А еще литературоведы отмечают, что образ Козельщинского храма Гончар вспоминал в романе «Твоя заря». Тех, кто своими глазами видел чудотворную икону, она поражала красивыми ликами Матери Божьей и Иисуса. И Гончар в «Твоей заре» вспомнит об изображенной на иконе: «…таку гарну Богоматір, молоду, сумовиту і по-степовому смагляву, схожу чимось на наших молодих матерів»…
Святыня вернулась в обитель
С началом Второй мировой войны Рождественский Богородицкий монастырь превратили в временную тюрьму для «врагов народа». Некоторое время там находились пленные офицеры.
В 1942 (в период германской оккупации) монастырь возобновил деятельность, было возобновлено богослужение в бывшей Преображенской теплой церкви под руководством игумении Феофании (Зоновой, Е.В.Зон). Говорят, в возрожденном монастыре многие девушки спаслись от отправки на работы в Германию. Но 1949 г. советская власть вновь закрыла монастырь. Более сотни послушниц перевели в другие храмы…
1987 начались работы по восстановлению Рождественского Богородицкого собора. В 1990 году он освящен и возвращен православной громаде и состоялось первое богослужение в новооткрытой церкви в честь чудотворной Козельщинской иконы Божией Матери. В 1992 общине возвращен статус монастыря. А 24 февраля 1993 года в монастырь наконец вернулась сама чудотворная икона, которая хранилась в частной квартире в Киеве. Следующими настоятельницами монастыря (игуменями), кроме вышеупомянутых были: Ираида (И.С.Кравцова, 1992), Серафима (Н.И.Новомодня, 1996), Варсонофия (В.П.Семенюк, с 2005).
Козельщинский монастырь выстоял, выжил и вернул главную свою святыню. Он продолжает жить и творить чудеса Господни на попечении чудодейственной иконы и самой Божией Матери. Верующие, как и в годы Капнистов, стремятся к образу. К особой реликвии люди, конечно, относятся по-разному, хватает скептиков. Но даже им непросто объяснить нередкие удивительные случаи благотворного влияния святыни на здоровье людей. Возможно, ученые объяснят это силой массового или индивидуального самовнушения. Мол, нервная система человека может мобилизовать скрытые резервы организма на преодоление тяжелых болезней…
Но кем бы вы ни были, преданным верующим или ожесточенным атеистом, история Козельщинской иконы Божией Матери, храмов Господних, людей, связанных с ней не может не вызывать уважение, любопытство, желание почтить и уберечь символ человеческой веры и утверждение добра на Земле…